Меню Рубрики

Навля церковь казанской иконы божией матери. В праздник казанской иконы божией матери митрополит александр возглавил престольное торжество в храме поселка навля

Престолы: Казанской иконы Божией Матери.
Год постройки: 1760. Не действует.

"7197 (1691)года июня 11 по выписке за пометою казначея Андрея Денисовича Владыкина велено новопостроенные церкви Пресвятой Богородицы Казанския, которую построили в городе Севске приходские люди стольника и полковника Афанасьева полку Чубарова пятидесятники Игнатий Игнатьев с товарищи на посаде, на попа с причетники положить дани с дворов по сказке тое церкви попа Козьмы и пятидесятников Игнатия Игнатьева с товарищи…". Это первое документальное упоминание о храме, в котором говорится, что причт состоял из двух священников, диакона, дьячка, а приходских дворов было 250. По переписи 1711 года значится "церковь Пресвятыя Богородицы Казанския, что в солдатской слободке, приходская", при ней вдовый поп Емельян шестидесяти пяти лет и поп Феодор тридцати пяти лет. Каменное здание храма построено в начале XIX века и освящено Преосвященным Досифеем (Ильиным), Епископом Орловским и Севским, 30 июля 1801 года в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1814 году тщанием прихожан в трапезной части храма был сооружен придельный Алтарь в честь Богоявления Господня. Этот придел, по благословению Преосвященного Досифея, 29 октября 1814 года был освящен ключарем Преображенского собора Феодором Булгаковым. В ноябре1892 года этот придел был вновь освящен в честь иконы Божией Матери Ватопедская или "Отрада" ("Утешение"). Произошло это в связи с несчастным случаем. В августе 1892 года сторож храма заметил, что ктиторский ящик для пожертвований вскрыт, а пожертвованные деньги похищены. Вскоре преступник был найден и сослан на вечное поселение в Сибирь. Как оказалось, во время Всенощного бдения злоумышленник проник в придельный Алтарь и спрятался под Престолом. Ночью, выбравшись, совершил кражу и утром покинул храм.
Из предметов старины отмечался Евхаристический набор. На Чаше была надпись, которая гласила что эти священные предметы пожертвованы "…от Рождества Христова 1739 году, месяца апреля во град Севск в церковь Казанския Пресвятыя Богородицы, старанием и иждивением тоя же церкви иереем Иоанном Григорьевым и сыном его иереем Михаилом Иоанновым…". Из числа прихожан нужно отметить купца Павла Яковлевича Прохорова († 1872), который с особым усердием проходил должность старосты с 1863 года, и был любим и уважаем всеми прихожанами храма.
В начале ХХ века в храме служил священник Сергий Абрамов. В списке от 29 марта 1920 года значатся священник Абрамов Сергей Васильевич, семья 5 душ, и псаломщик Троицкий Павел Николаевич, семья 6 душ. В документах из фонда Севской уездной милиции вплоть до 1925-го года встречается имя "обновленческого" протоиерея Сергия Абрамова. С 1926 года, "обновленческого" протоиерея Алексея Соколова. После 1930 года храм был закрыт. Здание храма было использовано под хлебопекарню. Уроженка города Севск Лидия Васильевна Цыганова (в девичестве Михайлова), ныне кандидат медицинских наук, проживающая в Москве, вспоминает: "В начале 30-х годов в храме в честь иконы Божией Матери "Казанская" была устроена хлебопекарня. Росписи на стенах закрасили. И вот среди жителей города стала распространяться молва, что на стене храма сквозь краску проявился образ Божией Матери. Я тогда училась в начальной школе, и мы с подружками бегали смотреть на это чудо. Наша учительница, по всей видимости, по указанию администрации школы, запретила нам ходить в бывший храм". Об этом же вспоминает жительница города Новикова Зоя Михайловна: "Когда мы услышали о том, что в бывшем Казанском храме на стене проявился образ Божией Матери, то многие жители города приходили смотреть. Начальник хлебопекарни, крайне недовольный этим приказал образ вновь закрасить, но он на следующий день вновь проявился сквозь краску. Слух об этом быстро распространился среди севчан. Еще больше людей приходило посмотреть на чудо. И тогда начальник в озлоблении приказал сбить штукатурку, на которой был образ, до кирпичей".
В настоящее время завершение и сводчатые перекрытия храма утрачены. В Алтарной части находится аптечный склад, в центральной части - гараж, а с западной стороны - магазин.
Оригинальный бесстолпный крестообразный в плане храм, выполненный в стиле позднего барокко и являющийся самым древним из сохранившихся в городе. Необычная пространственно-планировочная композиция несколько нарушена разборкой верха и новой надстройкой. Она состоит из прямоугольного, растянутого в ширину основного объема с трехгранными боковыми сторонами, пятигранного алтаря и сильно развитой трапезной с небольшой узкой папертью. Интересен нарядный декор фасадов. Стены обработаны рустованными пилястрами, которые на стыках граней сгруппированы по три так, что средняя, более широкая, захватывает угол. Между пилястрами размещены оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамленные типично барочными наличниками с изогнутыми сандриками и крупными прямоугольными "досками" над ними. В центре боковых трехгранников находятся порталы с разорванными фронтонами, над которыми помещены небольшие окна второго света. Весь объем завершает богато профилированный карниз с раскреповками над пилястрами. В интерьере главное помещение храма вытянуто по поперечной оси благодаря боковым выступам, открытым в него широкими арочными проемами. Выступы перекрыты трехлотковыми сводами. Три проема ведут в трапезную и алтарь, имеющий коробовый свод с лотками над восточными гранями. Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты лепной обработки оконных проемов в алтаре.

Церковь Казанская (с. Девичье)

Казанская церковь расположена на площади села и доминирует среди окружающей одноэтажной застройки. Деревянная церковь Николая Чудотворца известна здесь с 1678 г.; после пожара она была вновь сооружена в 1711 г. Нынешняя каменная церковь, согласно надписи на закладной доске у главного входа, возведена в 1833 г. на средства прихожан и помещика Апраксина. В настоящее время находится в руинированном состоянии. Утрачены своды, сильно повреждена колокольня, разрушены портики у боковых фасадов. Кирпичные стены сохранили следы штукатурки и побелки. Храм выполнен в формах позднего классицизма с характерной для этого стиля строгой и несколько утяжеленной трактовкой объемов.

Построена в 1833 г. на средства прихожан и помещика Апраксина. Храм выполнен в формах позднего классицизма, в настоящее время находится в руинированном состоянии, утрачены своды, сильно повреждена колокольня, разрушены портики у боковых фасадов.
Основной, квадратный в плане объем, связан с алтарем тремя проемами. Центральный четверик(первоначально двусветный) сохранил в первом ярусе боковых фасадов необычную композицию: традиционная группа из трех проемов (вход в центре и сближенные с ним два окна) фланкирована широкими, слегка выступающими участками стен с окнами по центру. Четырехгранные ярусы колокольни последовательно уменьшаются в плане; нижний сильно развит в поперечном направлении, пилоны верхнего украшены слабо выраженной рустовкой, а арки – широкими архивольтами.
Промежуточный ярус декорирован квадратной нишей с узким окном.

Церковь Казанской иконы Божией Матери Навля

Приходская община в поселке основана 11 февраля 1989 года. Строительство храма начато в 1991 году по благословению епископа Орловского Паисия. Строительство велось в течении шести лет. Церковь освящена архиепископом Брянским Мелхисидеком в 1996 году. При храме расположена крещальня. Были устроены библиотека и воскресная школа. Рядом с храмом - источник также посвященный Казанской иконе Божией Матери.


Навля. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Гремячее. Храм-часовня Казанской иконы Божией Матери.

Приходской каменный холодный храм с тремя престолами: главный – в честь Казанской Божией Матери, правый – во имя св. Иоанна Богослова и левый – во имя св. мучеников: Мины, Виктора и Викентия. Храм начат постройкой в 1770 г. по желанию и на средства помещика Евтихия Ивановича Сафонова, а окончен в 1780 году вдовой и сыном Сафонова и в том же году освящен преосвящен. Амвросием, епископом Севским и Брянским. Названные строители все погребены в храме напротив царских врат. Позднее, по желанию помещика Е.И.Сафонова, внука первого строителя, храм был значительно изменен внутри и снаружи, а именно: 2-ой этаж над трапезной частью храма, в котором помещались пределы в честь св. Иоанна Богослова и св. мучеников Мины, Виктора и Викентия, был упразднен, а вместо него построены два обширных придела к обеим сторонам трапезной части храма и колокольни. Во вновь устроенных приделах престолы освящены в честь тех же святых.

Одним из памятников архитектуры XIX в. на территории Навлинского района является церковь Святой Казанской иконы Божьей Матери, расположенная в с. Девичье. С 1678 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца, которая сгорела при пожаре в 1711 г. В 1832 - 1833 гг. на средства прихожан и местного землевладельца флигель-адъютанта Его императорского величества В. С. Апраксина (1796 - 1833 гг.) был сооружен новый каменный храм. В 1870 г. в церкви был построен иконостас, а через год был устроен над престолом балдахин. В 1882 г. здание церкви было снаружи и внутри оштукатурено, годом позже – куплен и установлен новый колокол. В 1889 г. силами прихожан была построена каменная караулка, а в 1894 г. - установлена каменная ограда. Сам храм был выполнен в формах позднего классицизма, для которого характерны строгость и тяжеловесность объемов. Основная часть храма быдла квадратной, алтарь прямоугольным, а колокольня – трехъярусной и связанной с храмом притвором. Около церкви находилось кладбище.

В 30 - 40 гг. XX в. храм очень сильно пострадал и сейчас находится в руиновидном состоянии: утрачены своды, разрушены портики, сильно повреждена колокольня. По уцелевшим фрагментам здания можно отметить присутствие в его архитектуре элементов позднего классицизма.

До настоящего времени в сильно разрушенном виде сохранился каменный остов церкви в с. Лески, которое также до начала XX в. именовалось «Казанским».

Ранее храм имел три престола: главный – в честь Казанской Божьей Матери, правый – во имя Святых: Иоанна и Викентия. К приходу с. Лески относились и населенные пункты бывшего Дмитровского уезда, а ныне Брасовского района: Вынчебесы и Ждановка, а количество прихожан в 1902 г. доходило до 2544 душ обоего пола. Его строительство началось в 1770 г. по желанию и на средства землевладельца Е. И. Сафонова, а окончено было через десять лет вдовой и сыном. В начале XIX в. по желанию Е. И. Сафонова – внука первого строителя храм значительно измененили как внутри, так и снаружи: был упразднен второй этаж над трапезной частью храма, а вместо него по обеим сторонам трапезной построили два обширных придела и колокольню. В церкви с. Лески служил священником дед известного русского писателя XIX столетия Н. С. Лескова. В 1892 - 1896 гг. храм в с. Лески был капитально отремонтирован: перекрыт новым железом и покрашен внутри.

В 30 - 40 гг. XX в. церковь была сильно разрушена и сегодня находится в руинном состоянии.

21 июля 2018 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Митрополит Брянский и Севский Александр совершил Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Навля.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, благочинный Навлинского церковного округа, настоятель Казанского храма протоиерей Игорь Тараев, клирик храма иерей Андрей Тараев.

Песнопения исполнил мужской хор Брянского Кафедрального Собора (регент - А.А. Бирюков).

Богослужение посетили глава Навлинского района С.И. Мосин, благодетели храма.

В престольный праздник поселка многие верующие собрались в родной храм почтить Царицу Небесную и помолиться вместе со своим архипастырем. Казанский храм располагается на пригорке у источника. Сейчас здесь устроена новая купель. А раньше находилась пральня, на место, где бьют ключи, женщины приходили полоскать белье. В этом живописном зеленом уголке храм был возведен в 1996 году. Это первая церковь в Навле - молодой поселок основался только в 1894 году в связи со строительством железной дороги. Сегодня Казанскому храму уже 22 года, здесь крестилось не одно поколение, сюда приходят семьями, считая церковь своим вторым домом.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Игорь Тараев, в своем пастырском слове рассказав об истории явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 году.

По окончании Литургии Владыка Александр возглавил праздничный Крестный ход вокруг храма. В завершение молитвенного шествия архипастырь благословил прихожан стариной иконой Божией Матери Казанская и вознес молитву Царице Небесной.

После богослужения Его Высокопреосвященство обратился со святительским словом к собравшимся:

- Как сказано в песнопении, мы с вами прибегаем к образу Божией Матери, который источает благодатную помощь. Но она дается только тем, кто притекает к нему с верой. Вы знаете, в каких случаях мы молимся с верой: когда сами болеем или болеет кто-то из наших близких, особенно тяжело видеть страдающих детей. И тогда мать, даже невоцерковленная, молится со слезами и, как правило, перед образом Богоматери, прося исцеления своего ребенка. И все зависит от степени и глубины ее веры. Вот так мы должны с вами всегда молиться и в храме и дома.

Поздравляя вас с праздником и разделяя радость престольного торжества, хотел бы всем нам пожелать, чтобы наша молитва отличалась детской простотой. Пусть вы не знаете наизусть сложных молитв, но прочитайте хотя бы несколько раз «Богородице, Дева радуйся», с понимаем, вникая в смысл каждого слова, и вам эта молитва принесет необыкновенное духовное утешение. Я всем вам желаю мира, любви, единомыслия, духовного и материального благополучия вашим семьям.

Праздничное богослужение завершилось общей трапезой. Прихожане подкрепились вкусной гречневой кашей и сладкими угощениями.

Пресс-служба Брянской епархии