Меню Рубрики

Пасхальная ночь. Христос Воскресе! Пасхальная ночь Не вернусь домой

Прочитайте фрагшент рецензии, составленной на аетте прочитанного вами текста, В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Пасхальная ночь! (2)Все уходили из дома, дети оставались одни с няней или гувернанткой. (З)Ночь была- как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда прокатится над Москвой и Москвой-рекой первый удар колокола, с колокольни Ивана Великого. (4) И, кидаясь в его голос, задавшимся трепетом своих голосов все колокола Москвы и всех московских окрестностей, заголосят, заликуют неслыханным хоровым трезвоном, испуская в чёрную, как глухое сукно, ночь такое количество звуков, что, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты старших, перезванивая колокольным сияющим щебетом все колокольчики русских дорог и все весенние рощи, звуки, захлебнувшись собой, вырвутся из своего царства. (5)И тогда над Москвой-рекой полетит к ним на помощь воинство царства соседнего - слепящее серебро, золото, олово, медь, жар всех Жар-птиц всех русских сказок, и, взлетая вверх, под тучи, обронит в холодные весенние воды, окаймлённые огоньками, перья всех цветов и красок со всех художнических палитр.

(6) По-московски это называлось - «ракеты». (7) А вокруг Царь-пушки царята всех пушек, не в силах стерпеть, выпустят на свободу из жерд ядра свои суворовским и кутузовским грохотами, - и уж ничего нельзя будет понять, ни увидеть, ни услыхать...

(По А. Цветаевой)

Текст А. Цветаевой посвящен детским воспоминаниям о праздновании Пасхи в дореволюционной Москве. Ярко и образно автор описывает необыкновенные впечатления пасхальной ночи. Начало текста

оформлено с помощью______ (предложение 1), и этот приём ёмко, но кратко вводит читателя в тему. Описания колокольного перезвона становится внушительным благодаря использованию лежащего в его основе приёма ______ (предложения 3-5), который усиливается ______ (см. подчёркнутый фрагмент предложения 4). Метафоричность речи усиливается с помощью (предложения 3, 4). Последний абзац становится образным из-за использования ______ (царята) и______(суворовским и кутузовским грохотами).

Список терминов:

2) именительный темы

3) метафора

4) гипербола

5) оказионализм

6) перифраз

7) олицетворение

9) сравнение

10) фразеологией

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее» а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём - в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения - Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение.

(9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

(10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (11) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(12) Общее правило: блюсти большое в малом - нужно, в частности, и в науке. (13) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (14) Если же стремиться в науке к «мелким» целям - к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффектности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (15) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (16) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать; и сам учёный рано или поздно перестает быть учёным.

(17) Соблюдать большое надо во всём решительно. (18) Тогда всё легко и просто.

(Д.С. Лихачёв)

Текст академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва посвящен важной проблеме нравственных основ деятельности человека в целом и научной деятельности в частности. Основную мысль автор формулирует и

развивает с помощью такого приёма, как______ (предложения 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 15). Личные оценки Д.С. Лихачёв передаёт посредством______

(великая цель, добрая, цель, низкие средства, к «мелким» целям). Описывая внутреннее состояние героя романа «Преступление и наказание» автор,

Применяет______ (предложение 8). ______ (предложение 5, 13) усиливает впечатление читателя и показывает значимость проблемы для автора.

Список терминов:

2) метонимия

3) метафора

4) гипербола

5) оказионализм

6) перифраз

7) антитеза

9) сравнение

10) фразеологизм

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Я никогда не ездил «за материалом», «за сюжетами». (2) Жил, зарабатывал на жизнь, познавал что-то новое. (3) Метод «приехал - увидел - спел» не заслуживает серьёзного разговора...

(4) Произведение рождается из диалога ума и сердца. (5) Писатель - это блуждающая фаза» обнажённый высоковольтный провод: достаточна малейшего контакта с чем угодно - и вспыхивает дуга. (6) Есть напряжение - годится и щепка, нет его - не поможет и железная гора, один пшик выйдет. (7) А внешние события могут послужить лишь толчком - но никогда не основой той коллизии идей и чувств» которая есть суть произведения. (8) Кроме того, при физической работе в тяжёлых условиях интеллект как бы закукливается, притупляется чувствительность, размышления уходят, уступая место действиям.

(9) Вот когда идея, внутреннее построение вещи родились - то ищешь адекватный материал для воплощения идеи в форме. (10) Тут опыт помогает: среди знакомых реалий и находишь землю обетованную, которая становится родиной для твоего произведение

(М. Веллер)

Известный современный писатель Михаил Веллер, анализируя собственный опыт, рассуждает о природе писательского труда. Утверждая, что «произведение рождается из диалога ума и сердца», штор применяет ______ (предложение 4). Этот же троп имеет место и в предложении 10. Роль писателя М. Веллер разъясняет с помощью______ (предложения 5, 6, 7). Своеобразие авторскому языку придаёт использование ______ (закукливается) и ______ (земля обетованная).

Список терминов:

2) именительный темы

3) метафора

4) гипербола

5) оказионализм

6) перифраз

7) олицетворение

8) развёрнутое сравнение Ш|

9) сравнение

10) фразеологизм

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанмого вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Современная ситуация такова, что научно-технический прогресс является одним из главных путей социального прогресса в целом. (2) Мудрость нашей эпохи во многом выражается в удивительных, уникальных (да возрадуется душа могуществу человека!) достижениях науки и техники (электронной, лазерной, вычислительной и т. д.), которые, несомненно, раскрывают новые перспективы для развития производства, поднятия жизненного уровня народа, совершенствования условий работы и отдыха, воспитания и образования.

(3) Появлением глобальных проблем как проблем социальных человечество во многом обязано именно техническому прогрессу. (4) Современный мир - гран диозный техноценоз, а последствия технического прогресса, ввиду его универсальности, всеохватывающего характера, имеют значение,^далеко выходящее за пределы сугубо технического ряда.

(5) Мы далеки от мысли во всех бедах современности винить только технику (мы так же далеки от мысли во всём на неё полагаться, уповать на неё), считая её воплощением зла. (6) Зло входит в мир только через человека, его поступки, волю (как, впрочем, и добро утверждается в мире благодаря ему). (7) И носителем ответственности может быть только человек. (8) Те, кто во всём винит технику, снимают социальную ответственность с человека и способствуют его деморализации (какая вина, если ты невиновен, неповинен!). (9) Более того, необходимо ясно осознать, что значительное количество проблем, которые встали перед человечеством, можно разрешить, только идя путём научно-технического прогресса. (10) Нельзя не только отказываться, но и отказаться. (11) Современный мир не предоставляет альтернатив. Бегство от техники, как и от свободы, - иллюзия, и притом очень опасная (как и бесконечное доверие ей). (12) В этом отношении у нас нет свободы выбора, но есть свобода мнимая.

(А. Рубенис)

Публицистический текст А. Рубениса посвящен актуальной проблеме научно-технического прогресса. Изложить мысли автору помогают особые синтаксические модели, из которых наиболее частотны______ (предложения 2, 5, 6, 8, 11), причём некоторые из них (предложения 2, 8) являются одновременно и______. Предложения 2, 6 отличаются полнотой, поскольку автор употребляет в них _______. Среди средств лексической выразительности, использованных автором, можно назвать______ (предложения 6, 7, 8) и ______ (удивительных, уникальных, очень опасная, универсальность, всеохватывающий характер и др.).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

3) вставная конструкция

4) оценочная лексика

5) риторическое восклицание

6) экспрессивная разговорная лексика

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм

9) синекдоха

10) развёрнутая метафора

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. (2) Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу реакция постоянного, лучше сказать - бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. (3) По крайней мере до тех пор, пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. (4) Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия - язык, последний, кто может позабыть об этом. (5) Подлинной опасностью для писателя является не только возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными или претерпевшими изменения к лучшему - но всегда временными - очертаниями.

(6) Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике - всегда «вчера»; язык, литература - всегда «сегодня» и часто - особенно в случае ортодоксальности той или иной системы, даже и «завтра». (7) Одна из заслуг литературы и состоит в том, что она помогает человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и себе подобных, избежать тавтологии, то есть участи, известной под почётным названием «жертвы истории». (8) Искусство вообще и литература в частности тем и замечательно, тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения. (9) В обыденной жизни вы можете рассказать один и тот же анекдот трижды и трижды, вызвав смех, оказаться душою общества. (10) В искусстве подобная форма поведения именуется «клише». (11) Искусство есть орудие безоткатное, и развитие его определяется не индивидуальностью художника, но динамикой и логикой самого материала, предыдущей историей средств, требующих найти (или подсказывающих) всякий раз качественно новое эстетическое решение. (12) Обладающее собственной генеалогией, динамикой, логикой и будущим, искусство не синонимично, но, в лучшем случае, параллельно истории, и способом его существования является создание всякий раз новой эстетической реальности. (13) Вот почему оно часто оказывается «впереди прогресса», впереди истории...

(И. Бродский)

Нобелевский лауреат Иосиф Бродский в речи на церемонии вручения премии говорит об отношениях государства и литературы, В основе рассуждения лежит фигура______ (предложение 6). Для передачи собственного отношения автор мастерски применяет _______ (вещи более древние, неизбежные,

долговечные; негодование, ирония или безразличие). Выразить собственное отношение к последствиям вмешательства государства в литературу И. Бродский пытается с помощью такого лексического средства, как ______ (предложение 5). Стилистичское своеобразие текста заключается в сочетании в нём______ (политическая система, форма общественной организации, клише, ирония, генеалогия),______ (ортодоксальность, монструозный, претерпевший изменения) и______ (зачастую, душа общества, безоткатный, толпа).

Список терминов: Же

1) ряды однородных членов *

2) разговорная лексика

3) градация

4) оценочная книжная лексика

6) антитеза

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм

9) синекдоха

10) развёрнутая метафора

Пасхальная ночь

Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно, из-за этих утренних обысков в здешних краях вошло тогда в обычай справлять Пасху как Новый год. То есть поздно вечером в Страстную Субботу садились за праздничный стол, а после возлияний шли на Крестный ход.

Словом, работы для милиции на Пасху хватало. Но такой тяжелой Пасхи, как в 1993 году, в Оптиной еще не было - гудящий от разговоров переполненный храм и множество нетрезвых людей во дворе. А в 11 часов вечера, как установило потом следствие, в монастырь пришел убийца.

Рассказывает оптинский иконописец Мария Левистам: «В пасхальную ночь многие чувствовали непонятную тревогу. А мне все мерещилось, будто в храме стоит человек с ножом и готовится кинуться на батюшек. Я даже встала поближе к батюшкам, чтобы броситься ему наперерез. Подозрительность - это грех, и я покаялась в этом на исповеди. А батюшка говорит: „Мария, ты не на нож бросайся, а молись лучше“».

Запомнился случай. На амвоне у входа в алтарь стоял мальчик Сережа и невольно мешал служащим. В миру этот мальчик прислуживал в алтаре и теперь, стесненный толпой, жался поближе к алтарной двери. Инок Трофим, носивший записки в алтарь, постоянно наталкивался на него и, наконец, не выдержав спросил: «А ты чего здесь вертишься?» - «Думаю, - ответил мальчик, - можно ли мне войти в алтарь?» - «Нет, - сказал инок Трофим. - И чтобы я больше тебя здесь не видел». Мальчик очень удивился, когда инок Трофим разыскал его потом в переполненном храме и сказал виновато: «Прости меня, брат. Может, в последний раз на земле с тобой видимся, а я обидел тебя». Виделись они тогда на земле действительно в последний раз.

Инокиня Ирина и другие вспоминают, что в ту пасхальную ночь инок Ферапонт стоял не на своем обычном месте, но как встал у панихидного столика, так и застыл, потупясь, в молитвенной скорби. Инока теснили и толкали, но он не замечал ничего. Вспоминают, как некий подвыпивший человек попросил поставить свечу за упокой, пояснив, что у него сегодня умер родственник, а сам он, поскольку выпивши, касаться святыни не вправе. Свечу передали иноку Ферапонту. Он зажег ее и забылся, стоя с горящей свечой в руке. На инока оглядывались с недоумением, а он все стоял, опустив голову, с заупокойной свечой в руке. Наконец, перекрестившись, он поставил свечу на канун и пошел на свою последнюю в жизни исповедь.

Рассказывает иеромонах Д.: «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт. Я был тогда в страшном унынии - и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: „Куда уходить, когда тут такие братья!..“ Так и вышло: он ушел, а я остался».

В свою последнюю пасхальную ночь о. Василий исповедовал до начала Крестного хода, а потом вышел на исповедь под утро - в конце литургии. Смиренный человек всегда неприметен, и об о. Василии лишь посмертно узнали, что он стяжал уже особую силу молитвы и, похоже, дар прозорливости. Исповеди у о. Василия оставили у многих необыкновенно сильное впечатление, и чтобы передать его, нарушим хронологию, рассказав не только об исповедях в ту последнюю ночь.

Рассказывает москвичка Е.Т.: «Отец Василий был прозорлив, и за несколько часов до убийства открыл мне исход одной тяготившей меня истории. История же была такая. Есть у меня друг юности, за которого в свое время я отказалась выйти замуж. „Назло“ мне он тут же женился на первой встречной женщине, но жить с ней не смог. Лишь много позже у него, наконец, появилась настоящая семья. И вот на Пасху 1993 года мой друг приехал в Оптину с пожертвованиями от своей организации. И при встрече рассказал, что он недавно пришел к вере, а жена у него неверующая, и он год назад ушел из семьи.

У него дома был конфликт, и от обиды на жену он предложил мне выйти за него замуж. Но я-то видела - мой друг тоскует о жене и своей маленькой дочке. Просто из гонора не хочет в том признаться и опять рвется что-то „доказать“.

Все это так удручало, что на исповедь к о. Василию я пришла почти в слезах. „Да, это серьезное искушение, - сказал батюшка. - Но если достойно его понести, все будет хорошо“. - „Помолитесь, батюшка“, - попросила я. Отец Василий молча отрешенно молился, а потом сказал просияв и с необыкновенной твердостью: „Все будет хорошо!“ Так оно и вышло.

Убийство на Пасху было таким потрясением, когда выжгло все наносное из чувств. И мой друг вернулся в семью, написав мне позже, что они с женой обвенчались, вместе ходят в церковь, а больше всех радуется их маленькая дочка, без конца повторяя: „Папа вернулся!“»

Рассказывает регент Ольга: «Перед Пасхой случилось такое искушение, что я была буквально выбита из колеи. На Пасху надо было петь на клиросе, и я хотела поисповедаться и причаститься в Страстную Субботу.

Встала на литургии на исповедь к о. Василию, но очередь из причастников была такая огромная, что к концу литургии стало ясно - на исповедь мне не попасть. В огорчении я даже вышла из очереди. Стою за спиной о. Василия и думаю: „Ну, как в таком состоянии идти на клирос?“ И вдруг о. Василий говорит мне, обернувшись: „Ну что у тебя?“ И тут же взял меня на исповедь. После исповеди от моего искушения не осталось и следа, но выпало мне петь на Пасху панихиду по батюшке».

Рассказывает монахиня Зинаида, а в ту пору пенсионерка Татьяна Ермачкова, безвозмездно работавшая в трапезной монастыря с первого дня возрождения Оптиной: «Уж до чего хорошо исповедовал о. Василий! Добрый был батюшка, любящий, и идешь после исповеди с такой легкой душою, будто заново на свет родилась.

Перед Пасхой мы в трапезной и ночами работали. Разогнуться некогда. Где уж тут правило к Причащению читать? И вот утром в Страстную Субботу говорю о. Василию: „Батюшка, уж так хочется причаститься на Пасху, а готовиться некогда“. - „Причащайтесь“. - „Это как - не готовясь?“ - „Ничего, - говорит, - вы еще много потом помолитесь“. И верно - уж сколько мы молились на погребении братьев! И поныне о них, родимых, молюсь».

Рассказывает иеродиакон Л.: «Перед Пасхой я так закрутился в делах, что к причастию был по сути не готов. Сказал об этом на исповеди о. Василию, а он в ответ: „А ты будь готов, как Гагарин и Титов“. Сказано это было вроде бы в шутку, а только вспомнилась внезапная смерть Гагарина и тоже среди трудов».

Рассказывает иконописица Тамара Мушкетова: «Перед Пасхой 1993 года я пережила два больших потрясения - умерла моя бабушка. Она была монахиня. А потом меня оклеветали близкие мне люди. Я замкнулась тогда. И вдруг расплакалась на исповеди у о. Василия, а батюшка молча слушал и сочувственно кивал.

Раньше я стеснялась исповедоваться у о. Василия - ведь мы почти ровесники. А тут забылось, что он молод, и исчезло все, кроме Господа нашего Иисуса Христа, перед которым доверчиво раскрывалась душа. Я готовилась тогда к причастию и сказала о. Василию, что при всем моем желании не могу до конца простить людей, оклеветавших меня.

- Да как же вы собираетесь причащаться? - удивился о. Василий. - Не могу допустить до причастия, если не сможете простить.

- Я стараюсь, батюшка, а не получается.

- Если сможете простить, причащайтесь, - сказал о. Василий. И добавил тихо: - Надо простить. Как перед смертью.

Я попросила о. Василия помолиться обо мне и отошла от аналоя, стараясь вызвать в себе чувство покаяния. Но чувство было надуманным и пустым от обиды на ближних. Так продолжалось минут десять. И вдруг я снова заплакала, увидев все и всех, как перед смертью - мне уже не надо было никого прощать: все были такими родными и любимыми, что я лишь удивлялась никчемности прежних обид. Это была настолько ошеломляющая любовь к людям, что я поняла - это выше моей меры и идет от батюшки, по его молитвам. И я уже не колеблясь пошла к Чаше».

Рассказывает художник Ирина Л. из Петербурга: «В Оптину пустынь я впервые приехала в 1992 году на престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и пошла на исповедь к ближайшему аналою. К о. Василию, как выяснилось потом.

Перед этим я недавно крестилась, исповедоваться не умела. Но, помню, вдруг заплакала, когда о. Василий накрыл меня епитрахилью, читая разрешительную молитву. Я стыдилась слез, но они лились сами собой от чувства великого милосердия Божия. Моего имени о. Василий не спросил, сама я его не называла, а потому очень удивилась, услышав, как читая разрешительную молитву, он произнес мое имя: „Ирина“. „Откуда он знает мое имя? - недоумевала я. - Может, ему кто-то сказал?“ Но сказать было некому - никто меня в монастыре не знал.

Казалось бы, что особенного связывало меня с о. Василием? Одна исповедь, одно причастие и одно благословение в дорогу. Но после смерти он неоднократно являлся мне во сне. Однажды вижу - о. Василий стоит у аналоя, как на исповеди, и говорит мне: „Ирина, тридцать две занозы ты из себя вынула, но осталась еще одна“. Снам обычно не доверяешь и даже не помнишь их. Но от этого сна исходило такое ощущение реальности, что за два года я двадцать пять раз ездила в Оптину, отыскивая в себе тридцать третью занозу. И не было мне покоя, пока я не оставила мир и не уехала в монастырь по благословению батюшки, ставшего здесь моим духовным отцом. Но даже имени моего духовного отца я в ту пору не знала: его открыл мне во сне о. Василий на сороковой день своей кончины - на Вознесение».

Преподобный Оптинский старец Нектарий писал: «Господь наш Иисус Христос, молящийся в саду Гефсиманском, есть до некоторой степени образ всякому духовнику в отношении духовных чад его, ибо и он берет на себя их грехи. Какое это великое дело и что только ему приходится переживать!»

Нам не дано знать о тех внутренних переживаниях о. Василия, когда, зажатый толпою, он стоял у аналоя в свою последнюю пасхальную ночь, начав исповедовать с раннего утра и не присев до полуночи. А ночью был миг, запомнившийся многим: «Смотрите, батюшке плохо», - звонко сказал чей-то ребенок. И все посмотрели на о. Василия - он стоял у аналоя уже в предобморочном состоянии с бледным до синевы лицом. Иеромонах Филарет в это время кончил святить куличи и шел по храму, весело кропя всех взывающих к нему: «Батюшка, и меня покропи!» Мимоходом он окропил и о. Василия и уже уходил дальше, когда тот окликнул его: «Покропи меня покрепче. Тяжело что-то». Он окропил его снова; а увидев кивок о. Василия, окропил его уже так от души, что все его лицо было залито водой. «Ничего, ничего, - вздохнул о. Василий с облегчением. - Теперь уже ничего». И снова стал исповедовать.

Так и стоит перед глазами это гефсиманское одиночество пастыря в толпе, налегающей на аналой со своими скорбями, а чаще - скорбишками: «Батюшка, она мне такое сказала! Ну как после этого жить?» Ничего, живем. А батюшки нет…

Благочинный монастыря игумен Пафнутий вспоминает, как в Страстную Пятницу он вдруг подумал при виде исхудавшего до прозрачности о. Василия: «Не жилец уже». Нагрузка на иеромонахов была тогда неимоверной: о. Василий служил и исповедовал всю Страстную седмицу, а после бессонной пасхальной ночи должен был по расписанию исповедовать на ранней литургии в скиту, а потом на поздней литургии в храме преподобного Илариона Великого. «А кого было ставить? - сетовал игумен Пафнутий. - Многие батюшки болели уже от переутомления, а о. Василий охотно брался подменить заболевших. Он любил служить». Господь дал ему вдоволь послужить напоследок, но сквозь лицо проступал уже лик.

Многим запомнилось, что во время Крестного хода на Пасху о. Василий нес икону «Воскресение Христово» и был единственный из всех иереев в красном облачении. Господь избрал его на эту Пасху своим первосвященником, заколающим на проскомидии Пасхального Агнца. Вспоминают, что проскомидию о. Василий совершал всегда четко, разрезая Агничную просфору быстрым и точным движением. Но на эту Пасху он медлил, мучаясь и не решаясь приступить к проскомидии, и даже отступил на миг от жертвенника. «Ты что, о. Василий?» - спросили его. «Так тяжело, будто себя заколаю», - ответил он. Потом он свершил это Великое Жертвоприношение и в изнеможении присел на стул. «Что, о. Василий, устал?» - спросили его находившиеся в алтаре. «Никогда так не уставал, - признался он. - Будто вагон разгрузил». В конце литургии о. Василий снова вышел на исповедь.

Рассказывает Петр Алексеев, ныне студент Свято-Тихоновского Богословского института, а в ту пору отрок, работавший на послушании в Оптиной: «Была у меня тогда в Козелъске учительница музыки Валентина Васильевна. Человек она замечательный, но, как многим, ей трудно и приходится зарабатывать на жизнь концертами. Как раз в Страстную Субботу был концерт в Доме офицеров, а после концерта банкет. Сейчас Валентина Васильевна поет на клиросе, а тогда еще только пришла к вере, но строго держала пост, готовясь причащаться на Пасху. И когда на банкете подняли тост за нее, она, по общему настоянию, чуть-чуть пригубила шампанского.

По дороге в Оптину она рассказала знакомой москвичке об искушении с шампанским, а та наговорила ей таких обличающих слов, запретив причащаться, что Валентина Васильевна проплакала всю Пасхальную ночь. А на рассвете на исповедь вышел о. Василий, и она попала к нему. И вот плачет Валентина Васильевна, рассказывая, как пригубила шампанского, лишившись причастия, а о. Василий протягивает ей красное пасхальное яичко и говорит радостно: „Христос воскресе! Причащайтесь!“ Как же рада была Валентина Васильевна, что причастилась на Пасху! Когда наутро она услышала об убийстве в Оптиной, то тут же побежала в монастырь. А пасхальное яичко новомученника Василия Оптинского бережет с тех пор, как святыню».

Необычно многолюдной и шумной была Пасха 1993 года. Но усталость ночи брала свое - уходили из храма разговорчивые люди. И на литургии верных храм уже замер, молясь в тишине.

Есть в Пасхальной ночи тот миг, когда происходит необъяснимое: вот, казалось бы, все устали и изнемогают от сонливости. Но вдруг ударяет в сердце такая благодать, что нет ни сна, ни усталости, и ликует дух о Воскресении Христовом. Как описать эту дивную благодать Пасхи, когда небо отверсто и «Ангели поют на небесех»?

Сохранился черновик описания Пасхи, сделанный в 1989 году будущим иеромонахом Василием. Но прежде чем привести его, расскажем о том моменте последней Пасхи, когда в конце литургии о. Василий вышел канонаршить на клирос. «Батюшка, но вы же устали, - сказал ему регент иеродиакон Серафим. - Вы отдыхайте. Мы сами справимся». - «А я по послушанию, - сказал весело о. Василий, - меня отец наместник благословил». Это был лучший канонарх Оптиной. И многим запомнилось, как объятый радостью, он канонаршил на свою последнюю Пасху, выводя чистым молодым голосом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». И поют братия, и поет весь храм: «Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая: Пасха таинственная…»

И словно срывается с уст возглас: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, - писал он в первую свою оптинскую Пасху. - Что за великие и таинственные слова! Как трепещет и ликует душа, слыша их! Какой огненной благодати они преисполнены в Пасхальную ночь! Они необъятны, как небо, и близки, как дыхание. В них долгое ожидание, преображенное в мгновение встречи, житейские невзгоды, поглощенные вечностью, вековые томления немощной человеческой души, исчезнувшие в радости обладания истиной. Ночь расступается перед светом этих слов, время бежит от лица их…

Храм становится подобен переполненной заздравной чаше. „Приидите, пиво пием новое“. Брачный пир уготован самим Христом, приглашение звучит из уст самого Бога. Уже не пасхальная служба идет в церкви, а пасхальный пир. „Христос воскресе!“ - „Воистину воскресе!“, звенят возгласы, и вино радости и веселия брызжет через край, обновляя души для вечной жизни.

Сердце как никогда понимает, что все, получаемое нами от Бога, получено даром. Наши несовершенные приношения затмеваются щедростью Божией и становятся невидимыми, как невидим огонь при ослепительном сиянии солнца.

Как описать Пасхальную ночь? Как выразить словами ее величие, славу и красоту? Только переписав от начала до конца чин пасхальной службы, возможно это сделать. Никакие другие слова для этого не годны. Как передать на бумаге пасхальное мгновение? Что сказать, чтобы оно стало понятным и ощутимым? Можно только в недоумении развести руками и указать на празднично украшенную церковь: „Приидите и насладитеся…“

Кто прожил этот день, тому не требуется доказательств существования вечной жизни, не требуется толкования слов Священного Писания: „И времени уже не будет“ (Откр. 10, 6).

Служба закончилась в 5.10 утра. И хотя позади бессонная ночь, но бодрость и радость такая, что хочется одного - праздновать. Почти все сегодня причастники, а это особое состояние духа: „Пасха! Радостию друг друга обымем…“ И по выходе из храма все христосуются, обнимаясь и зазывая друг друга на куличи.

Все веселые, как дети. И как в детстве, глаза подмечают веселое. Вот маленького роста иеродиакон Рафаил христосуется с огромным о. Василием:

Ну, что, батька? - смеется иеродиакон. - Христо-ос воскресе!

Воистину воскресе! - сияет о. Василий.

А воздух звенит от благовеста, и славят Христа звонари - инок Трофим, инок Ферапонт и иеродиакон Лаврентий. Инок Трофим ликует и сияет в нестерпимой, кажется, радости, а у инока Ферапонта улыбка застенчивая. Перед Пасхой у него, кажется, болел глаз, и на веке остался след зеленки. Клобук на этот раз не надвинут на глаза, а потому видно, какое у него по-детски открытое хорошее лицо и огромные глаза.

А потом праздник выплескивается в город. Был у оптинских прихожан в те годы обычай - уезжать из Оптиной с пением. Народ по деревням тут голосистый, и шли из Оптиной в город автобусы, где пели и пели, не уставая: „Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!“

„Пасха едет“, - говорили по этому поводу в городе, радуясь новому обычаю - петь всенародно на Пасху. И если вечер Страстной Субботы омрачался, случалось, пьяными драками, то сама Пасха в Козельске и деревнях протекала всегда удивительно мирно - все нарядные, чинные, мужчины в белых рубашках. Все ходят друг к другу христосоваться, и даже речь в этот день обретает особое благочиние - в Пасху нельзя сказать грубого слова или обидеть кого. Пасха - святой день».

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Пасхальная трапеза Но и Евхаристическая трапеза, образующая и являющая Церковь, не есть некое абстрактное установление, выдуманное учениками Христа. Как Сам Христос, восприняв человеческую природу, обновил и очистил ее, так и Церковь преображает историческую плоть

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасхальная седмица Впервые теперь празднование Пасхи удлинилось с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних. Св. Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «в течение 7 дней последующих мы составляем собрания и предлагаем вам духовную

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

4. Суд Пилата и пасхальная «амнистия» Образ Понтия Пилата, префекта Иудеи (26–36 н. э.), в известных нам источниках двойственный. То, что мы читаем во внебиблейских источниках, не вполне вяжется с тем, что мы читаем в Евангелиях. Внебиблейские авторы рисуют его как жестокого и

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Пасхальная вера Сейчас мы видим лишь тень будущего. Нам лишь временами дано ощущать несказанную радость - ту радость, которая влечет нас в мир иной и которую у нас никто не отнимет. Мы будто заключены в темной комнате - сцена из пьесы Сартра «За запертой дверью», - но

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Пасхальная трапеза Праздник Пасхи был главным в иудейском календаре. В этот день каждый иудей, независимо от достатка, должен был наесться досыта. У кого денег на праздничный стол не хватало, мог получить государственную помощь.Основным блюдом пасхального стола был

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Пасхальная ночь Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно,

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

“ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА” Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не

Из книги Господу помолимся автора Чистяков Георгий

Пасхальная радость В наши дни почти не осталось историков, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20–е годы I в. н. э Современная наука (в отличие от того, что думали историки в XIX и в начале XX вв.) согласна с тем, что рассказ

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Пасхальная песня Утекли в глубь земли воды талые, Напитав её силой весны. К свету вылезли листики малые - Кельи почек им стали тесны. Мать – и – мачехи жёлтые венчики Золотятся в подсохших местах. Воробьи, как живые бубенчики, Безмятежно звенят на кустах. Сердцу

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Ночь с четверга на пятницу. Ночь в Гефсиманском саду Вышел Иисус Христос из горницы, ученики его пошли следом за ним. Они медленно направились к горе Елеонской. У подножия её находился Гефсиманский сад, куда Христос раньше часто приходил со своими учениками.Здесь у

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

Пасхальная баба Тесто для бабы делают всегда намного жиже, чем для кулича, почти полужидкое. Не надо делать бабу слишком большого размера – ее трудно пропечь.Мука по потребности, 1 ? стакана сахарного песка, 1 ? стакана молока, 50 г свежих дрожжей, разведенных в? стакана воды

Из книги автора

Пасхальная сладость по-мексикански 150 г ядер миндаля, 1 кг сахарного песка, 2 ст. ложки мадеры, 6 стаканов молока, 1 палочка корицы, щепотка питьевой соды.1. Влить в эмалированную кастрюлю молоко, положить палочку корицы, всыпать сахарный песок и соду. Нагревать при слабом

Из книги автора

Торт «Пасхальная фантазия» 2 стакана муки, 250 г шоколада, 200 г сливочного масла, 1 стакан сахарной пудры, 3 яйца, отдельно белки и желтки, ? стакана молока, ? стакана высокожирных сливок, 1 ст. ложка коньяка, готовые фигурки из шоколада.1. Расплавить на водяной бане 50 г шоколада.

Уважаемый читатель, вначале хочу поздравить Вас с наступившей Пасхой! Христос Воскресе! С Пасхой, главным православным праздником, издавно было связано множество примет. Еще за неделю до праздника, в Вербное воскресенье, принеся из храма освященные ветви вербы, надо было похлопать ими скот и всех членов семьи, говоря при этом:»Лоза бьет, не я бью, за неделю до Пасхи.»

Это делалось для того, что бы «не били» чужие»злые люди, болезни, смерть… С этого времени начиналась усиленная подготовка к празднику Пасха: Расписывали и красили яйца, начинали готовить колбасы. В Чистый четверг надо было убирать дом и не забывать приготовить Четверговую соль, которой начинали пользоваться в Пасху, а потом весь год.

!

Так же в страстной четверг из церкви приносили зажженную «страстную» свечку. Ею выжигали кресты на потолке и двери. При помощи этой свечи пытались даже лечить лихорадку и ее давали в руки умирающим, что облегчало предсмертные муки. Так же, по народным поверьям, горящая в непогоду свеча могла избавить от грозы и пожара, возникшего от молнии.

В пасхальную ночь православные старались быть осторожнее (ведь, по преданию, именно в это время все черти делаются необычайно злы). Многие поэтому даже боялись после захода солнца выходить во двор: черт мог прикинуться домашним животным, что бы подманить к себе незадачливого человека.

А ближе к утру надо было внимательно наблюдать за своей собакой. Если та во время утрени пасхальной будет лаять на восток — значит быть пожару, а если на запад — быть несчастью.

Но были и такие смельчаки, которым все нипочем. Ведь только в пасхальную ночь можно вычислить ведьму! Для этого надо всего лишь поцеловать замок у церкви, и тогда какую- нибудь вашу соседку вы увидите в ее настоящем обличье!

А если на перекресток выйти и по дороге покатить пасхальное яйцо, тогда непременно выскочат черти и за то, что вы уберете яйцо, исполнят любое ваше желание.

Поднявшись в пасхальную ночь на колокольню или на чердак со свечой, которая горела еще с заутрени, можно увидеть домового. По поверьям, на земле в пасхальную ночь появляются умершие. И если во время крестного хода спрятаться в церкви, можно наблюдать, как молятся и христосуются покойники между собой. Однако человек, который выдал свое присутствие, мог за это поплатиться жизнью…

Старики на Пасху расчесывали волосы и желали, что бы было у них столько внуков, сколько на голове волос. А молодым девушкам во время пасхальной службы надо было тихонько прошептать: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с галошами, не на корове а на лошади!»или «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в парчонках!» И желание непременно сбудется.

Весь пасхальный день следили и за приметами: если девушка ушибет локоть — это означает, что вспомнил ее милый, если в пищу попадет муха или таракан — это к свиданию, чешется губа — к поцелуям, чешется бровь — кокетничать вам с красивым незнакомцем!

На пасхальную службу охотники отправлялись с ружьями, и в тот момент как только запевали «Христос воскресе » в первый раз, выбегали из церкви и стреляли в воздух, надеясь убить черта и обеспечить себе в течение года удачную охоту. Рыбаки же в это время говорили: » У меня есть рыба!»

Воры и грабители старалисьукрасть у молящихся в храме какую- нибудь вещь, надеясь, что если трюк удастся, то целый год никто их за руку непоймает.

В ночь на Пасху вообще нельзя спать — иначе проспишь все на свете. Но если же кто- то все равно проспал праздник, его надо окатить водой.

По окончании заутрени надо было как можно быстрее вернуться домой, чтобы опережать в течение года во всех делах всех остальных.

А разговляться начинали обязательно с пасхи. что бы ни стояло на столе. Но перед этим девушкам нужно было умыться водичкой, в которой пасхальное яичко лежит, что бы быть такой же красивой.

Звать гостей в первый день Пасхи вообще было не принято. Пасхальный завтрак проходил в узком семейном кругу.

После пасхи ели яйцо, разделив его между собой по числу домочадцев. После разговления со стола тщательно собирались все крошки, скорлупа от яиц, кости и т.д. Ни в коем случае ничего из этого нельзя было выкидывать. Этот «святой мусор», закопанный на краю пашни, по поверьям, мог спасти урожай от града.

Так же весь год хранили и горбушку от кулича — как талисман, приносящий счастье.

А пасхальное яйцо, сохраняемое за иконой, могло остановить пожар, если кинуть его в огонь, предварительно обежав с ним в руках три раза пожарище.

Считался счастливым тот, кто на Пасху умрет, потому, что ворота рая в это день открыты, а душа попадает туда без суда.

А еще в пасхальную ночь все сокровища земные открываются. На земле они светятся разноцветными огоньками, однако увидеть сокровища может только младший ребенок в семье, и только в том случае, если помыслы его чисты…

По разному можно относится к приметам и поверьям, по которым жили наши деды и прадеды. В наше время многие из них звучат довольно наивно. Однако именно так в былые времена относились к празднованию праздника Пасхи. И многое из того, что в этой статье написано является нашей с Вами историей, историей Светлого Праздника Пасха, историей христианства. Всех поздравляю с праздником, Христос Воскресе!

Я спешу к заутрене. Стою перед зеркалом, затянутый в гимназический мундир. В левой руке у меня белые лайковые перчатки. Правой рукой я поправляю свой изумительный пробор.

Я не особенно доволен своим видом. Очень юн.

В шестнадцать лет можно было бы выглядеть постарше.

Небрежно набросив на плечи шинель, я выхожу на лестницу.

По лестнице поднимается Тата Т. Сегодня она удивительно хороша, в своей короткой меховой жакетке, с муфточкой в руках.

Вы разве не идете в церковь? - спраши- ваю я.

Нет, мы встречаем дома, - говорит она, улыбаясь. И, подойдя ко мне ближе, добавляет: - Христос воскресе!.. Мишенька…

Еще нет двенадцати, - бормочу я. Обвив мою шею руками, Тата Т. целует меня. Это не три пасхальные поцелуя. Это один поцелуй, который продолжается минуту. Я начинаю понимать, что это не христианский поцелуй.

Сначала я испытываю радость, потом удивление, потом смеюсь.

Что вы смеетесь? - спрашивает она.

Я не знал, что люди так целуются.

Не люди, - говорит она, - а мужчины и женщины, дурачок!

Она ласкает рукой мое лицо и целует мои глаза. Потом, услышав, что на ее площадке хлопнула дверь, она поспешно поднимается по лестнице - красивая и таинственная, именно такая, какую я хотел бы всегда любить.

НЕ ВЕРНУСЬ ДОМОЙ

Мы идем в Новую деревню. Нас человек десять. Мы очень взволнованы. Наш товарищ Васька Т. бросил гимназию, ушел из дому и теперь живет самостоятельно, где-то на Черной речке.

Он ушел из восьмого класса гимназии. Даже не дождался выпускных экзаменов. Значит, ему наплевать на все.

Втайне мы восхищены Васькиным поступком. Деревянный дом. Гнилая шаткая лестница. Мы поднимаемся под самую крышу, входим в Васькину комнату.

На железной койке сидит Васька. Ворот его рубахи расстегнут. На столе бутылка водки, хлеб и колбаса. Рядом с Васькой худенькая девушка лет девятнадцати.

Вот он к ней и ушел, - кто-то шепчет мне. Я гляжу на эту тоненькую девушку. Глаза у нее красные, заплаканные. Не без страха она поглядывает на нас.

Васька лихо разливает водку по стаканам. Я спускаюсь в сад. В саду - старая дама. Это Васькина мама.

Грозя вверх кулаком, мамаша визгливо кричит, и ее выкрики молча слушают какие-то тетушки.

Это все она виновата, эта девчонка! - кричит мамаша. - Не будь ее, Вася никогда не ушел бы из дому.

В окне появляется Васька.

Да уйдите вы, мамаша, - говорит он. - Торчите тут целые дни. Кроме суеты, ничего не вносите… Идите, идите. Не вернусь домой, сказал вам.

Скорбно поджав губы, мамаша садится на ступеньки лестницы.

ПЫТКА

Я лежу на операционном столе. Подо мной новая, холодная клеенка. Впереди огромное окно. За окном яркое синее небо.



Я проглотил кристалл сулемы. Этот кристалл у меня был для фотографии. Сейчас мне будут делать промывание желудка.

Врач в белом халате неподвижно стоит у стола.

Сестра подает ему длинную резиновую трубку. Затем, взяв стеклянный кувшин, наполняет его водой. Я с отвращением слежу за этой процедурой. Ну, что они меня будут мучить! Пусть бы я так умер. По крайней мере кончатся все мои огорчения и досады.

Я получил единицу по русскому сочинению. Кроме единицы, под сочинением была надпись красными чернилами: «Чепуха». Правда, сочинение на тургеневскую тему - «Лиза Калитина». Какое мне до нее дело?.. Но все-таки пережить это невозможно.

Врач пропихивает в мою глотку резиновый шланг. Все глубже и глубже входит эта отвратитительная коричневая кишка. Сестра поднимает кувшин с водой. Вода льется в меня. Я задыхаюсь. Извиваюсь в руках врача. Со стоном машу рукой, умоляя прекратить пытку.

Спокойней, спокойней, молодой человек, - говорит врач. - Ну как вам не совестно… Такое малодушие… по пустякам.

Вода выливается из меня, как из фонтана.

ПРИМЕТЫ ПАСХАЛЬНОЙ НОЧИ

Один из древнейших Пасхальных обычаев - это приветствие словами «Христос воскресе». В ответ нужно сказать: «Востину воскресе». Кроме того, с древних времен во время пасхального приветствия используется и лобзание как символ примирения и любви. Поцелуи делают людей ближе, соединяя не только тела, но и души.

В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.

По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боялись выходить во двор и на улицу: в каждой черной кошке, в каждой собаке и свинье они видели оборотня, черта в виде животного. Даже в свою приходскую церковь мужики избегали ходить в одиночку, точно так же, как и выходить из нее.

Чтобы поглумиться над нечистой силой, деревенские жители выходили с пасхальным яйцом на перекресток и катали его по дороге. Считалось, что тогда черти непременно должны будут выскочить и поплясать.

Кроме того, существовало поверье, что во время заутренней пасхальной службы можно легко опознать колдунов. Достаточно для этого было обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю.

В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной. Какая лежит смирно — та ко двору, а если животное ворочается — не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.

Один из самых интересных обычаев на Пасху - изгнание из избы клопов и тараканов. Когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был сразу входить в избу, а сперва стучался. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: «Кто там?» «Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». «А клопы-то чем?» «А клопы клопами». Крестьяне были уверены, что, подслушав этот диалог, клопы либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя съедят.

Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили "караулить солнышко". С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».

Пожилые люди мечтали умереть в Пасхальную неделю, потому что считалось, что именно в это время ворота в рай не закрываются и их никто не охраняет.

Христиане верили, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают огромной силой и могут помочь в трудные минуты. Всю еду хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться. Существовало поверье: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья и она превратится в летучую мышь. А кости с Пасхального стола закапывали рядом с пашней или бросали в огонь во время грозы, чтобы избежать ударов грома. Сохранялась также головка от освященного кулича. Только во время сева крестьянин брал ее на поле и съедал на ниве. Это должно было обеспечить щедрый урожай.

Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.

Существует еще ряд пасхальных примет:

Если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил;

Если в щи упала муха - жди свидания;

Если губы чешутся - не миновать поцелуя;

Если брови станут чесаться - увидишься с любимым.

Даже преступники (воры, бесчестные игроки в карты и пр.) создали своеобразные приметы, приуроченные к Пасхе. Воры прилагали все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую-нибудь вещь у молящихся в церкви и притом сделать это так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. В случае успеха предприятия они были уверены, что могут смело воровать целый год и никто их не поймает.

Игроки же, отправляясь в церковь, клали в сапог под пятку монету с твердой надеждой, что эта мера принесет им крупный выигрыш. Но чтобы сделаться непобедимым игроком и обыгрывать наверняка всех и каждого, нужно было, отправляясь слушать пасхальную заутреню, захватить в церковь карты и сделать следующее святотатство: когда священник покажется из алтаря в светлых ризах и в первый раз скажет «Христос Воскресе», пришедший с картами должен ответить: «Карты здеся». Когда же священник скажет во второй раз «Христос Воскресе», безбожный картежник отвечает: «Хлюст здеся». В третий раз: «Тузы здеся». Это святотатство, по убеждению игроков, может принести несметные выигрыши, но только до тех пор, пока святотатец не покается.

Очень много существовало примет, связанных с пасхальным яйцом. Нельзя было, например, есть яйцо и выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окошко на улицу. Крестьяне верили, что на протяжении всей светлой седьмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубищах ходит по земле, и по неосторожности в него можно попасть скорлупой.

Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

При помощи пасхального яйца и живые получают облегчение от всех болезней и напастей. Если яйцо, полученное при христосовании от священника, сохранить на божнице в течение трех и даже двенадцати лет, то стоит только такое яйцо дать съесть тяжело больным — и всю хворь с них как рукой снимет.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

Наконец, яйцо помогает даже кладоискателям. Ведь всякий клад, как известно, охраняется специально приставленной к нему нечистой силой, а завидев человека, приближающегося с пасхальным яйцом, черти непременно испугаются и кинутся врассыпную, оставив клад без всякой защиты и прикрытия. Тогда остается только взять лопату и спокойно отрыть себе котлы с золотом.

В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь...

Даже у охотников существовали свои пасхальные традиции, которые сводились к главному требованию: никогда не проливать крови в праздничные дни. Считалось, что животные тоже празднуют Христово Воскресение.