Меню Рубрики

Послеклассический период в античной философии. Ким по основам философии Точно известно что ничего неизвестно принадлежат

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно обратиться к женщине в электронном письме: "Уважаемый директор (компании...)!" или "Уважаемая директор (компании...)!"

Правильно - обратиться со словом "уважаемый" по имени и отчеству. Если имя и отчество неизвестн ы, то можно так: уважаемый господин директор, уважаемая госпожа директор .

Вопрос № 300622

Во Вьетнаме у меня прошла и астма, и аллергия, и я сумел есть фрукты, орехи, мед – все то, что для меня было просто неизвестн о по вкусу. Правильно ли расставлены знаки перед союзом "и"? И почему и как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 299827

Подскажите, пожалуйста, как правильно де они появились впервые точно неизвестн о (не известно)?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Где они появились впервые, точно неизвестн о.

Вопрос № 287871

Здравствуйте! Как правильно написать: «съел ложку-другую мёда» или «съел ложку, другую мёда»? Или есть третий вариант?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду примерное количество ложек (сколько именно, точно неизвестн о), то верно: съел ложку-другую меда.

Вопрос № 279540
Здравствуйте! Несколько ночей не сплю, не дает покоя вопрос: как правильно "точно неизвестн о", "точно не известно" или допустимы оба варианта?

Ответ справочной службы русского языка

Точно неизвестн о = наверняка неизвестно. Точно не известно = известно не точно.

Вопрос № 272730
Как пишется слово НЕИЗВЕСТН О, НЕИЗВЕСТЕН в предложениях? А именно: Местонахождение неизвестно. Адрес проживания неизвестен. Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание правильно (здесь нет факторов, влияющих на раздельное написание, ср.: местонахождение никому не известно ).

Вопрос № 264659
Здравствуйте!
У меня такой вопрос: как пишется "неизвестно" в таких словосочетаниях, как "ничего неизвестн о", "пока неизвестно"? Слитно с "не" или раздельно? И в каких вообще случаях пишется "неизвестно" раздельно?
Спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: пока не известно, ничего не известно.

Вопрос № 263770
Уважаемое справочное бюро, надеюсь на ваш скорейший ответ! Как стоит расставить знаки препинания в данном предложении, и верно ли оно с точки зрения грамотности речи:
"Эта история произошла некоторое время назад, но какое именно (?) доподлинно неизвестн о".

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Эта история произошла некоторое время назад, но когда именно - неизвестно.

Вопрос № 262836
Здравствуйте! Написать слитно или раздельно неизвестн ый в таком предложении: ...перед творческой личностью неизвестные ранее возможности... Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание корректно.

Вопрос № 249283
Скажите пожалуйста Откуда появилась фраза "Муж объелся груш"? И что она значит?

Ответ справочной службы русского языка

Объелся груш - шутливая (ничего не означающая) рифма к слову муж, это выражение употребляется в разговорной речи, точная этимология его неизвестн а.

Вопрос № 239778
Как правильно написать - мне это слово неизвестн о или не известно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно как слитное, так и раздельное написание в зависимости от смысла.

Вопрос № 233142
здравствуйте! Где скачать литературу по способам технического словообразования в русском языке?

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, нам это неизвестн о.
Вопрос № 232354
Как правильно: доподлинно неизвестн о или доподлинно не известно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать не в данном случае: слитно или раздельно? Где он был в этот момент, им было неизвестн о.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно как слитное, так и раздельное написание.

Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм

В послеклассической мысли вопросы о приро­де и политике отодвигаются на второй план. После Сократа са­мопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» - основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.

Две влиятельные школы - киников и киренаиков - сфор­мировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45

эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.

Основателем школы киников был ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от на­звания холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Ан­тисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний ци­вилизации и культуры. Философия - не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества - «без общи­ны, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александ­ра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в поздней­ших философских и культурных течениях - у стоиков, в христи­анском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.

!

Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ос­лов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».

Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или на­слаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель че­ловека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Не­которые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угры­зения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.

f

Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, ска­зал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».


46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333-262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa - портик, крытая колонна­да). Идеал стоиков - спокойствие и невозмутимость (по-грече­ски «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потреб­ностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.

Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 - ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство - потакание страстям и желани­ям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. - 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает мно­гим лучше понять себя и жизнь вокруг.

Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности - I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».

У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341-270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он пропо­ведовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом ви­села надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удо­вольствие - высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом - атараксия (безмя­тежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого стра­ха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал на­слаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладост­растия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и весе­лись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигу­рально называют эпикурейцами.


§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47

Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что раз­ложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого от­ношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».

Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Ло­гика скептиков проста: для каждого А возможны два противо­положных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих сужде­ния являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже не­обходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скепти­ки резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-" ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.

Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся по­возки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, су­ществуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.

Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались най­ти спасение в мистике.

Неоплатонизм предложил философские основания для та­кой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Пла­тона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тай­ных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божест­венно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все мно­гообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечени­ем). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -


48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

исступленное состояние, когда душа прорывает границы мате­риального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сли­вается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему - молчание и сосредо­точение.

§ 2.5. Послеклассический период в античной философии

1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.

2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-

Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.

2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении пра­вильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.


< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться го­раздо раньше - еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.

§ 3.1. Философия Средневековья

Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский

Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Ари­стотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки от­ражены в основных характеристиках философии Средневековья (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья

Рассмотрим философские идеи и принципы Средневе­ковья подробнее:

бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» - говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное - мир и человек - вторич­но и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку


52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет централь­ная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;

о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограни­ченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу не­обходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;

о человек, как и весь мир, - творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подо­бию божьему» человек превосходит остальных существ и гос­подствует над ними. Но он не способен ни на что без божест­венной воли и помощи;

о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его пред­ставительницы на земле;

о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна исти­не, поскольку является творением бога и хранит в себе его от­ражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологиз­мом. Ведущими духовными ценностями средневековые фило­софы объявляют веру, надежду и любовь.

Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап - патри­стика (от лат. pater - отец) охватывает II-VIII вв. и представ­ляет собой учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап - схоластика (от лат. schola - школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.

Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) - наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».


§3.1. Философия Средневековья 53

Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со време­нем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое вре­мя он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектант­ских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно бы­стро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.

Основные идеи Августина - духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:

о «Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сю­жета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рож­дается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;

о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый во­площает любовь к себе, второй - к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе госу­дарство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;

о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получа­ется: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия го­ворит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называ­ется проблемой теодицеи (от греч. theos - бог + dike - справед­ливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его ско­рость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни изме­рить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла - не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит - к доб­ру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.

Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Ве­рую, чтобы знать».


54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) - наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы - «Сумма теологии» и «Сумма про­тив язычников» (или «Сумма философии»).

Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в бога­той и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родст­венников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пыта­ясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и коммента­риев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

В фокусе исследований Аквината - проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к ис­тинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия - служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, перво­родного греха и других идей, то их нельзя понять без открове­ния (Библии) и веры.

Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:

о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;

о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;

о необходимость - случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;

о качество - все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;

о цель - все в мире имеет цель, следовательно, существует выс­шее разумное начало, которое и направляет все в мире к це­ли, т.е. бог.

Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома - Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.


§ 3.2. Философия Возрождения 55

В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.

Роджер Бэкон 1 (ок. 1214-1294) призывал отказаться от сле­пой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не подда­ющиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущно­сти не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи франци­сканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - прин­ципе, согласно которому все в мире определено богом.

2. Основные этапы средневековой философии - патристика и схола­стика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.

1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокоммен­тируйте их.

2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

§ 3.2. Философия Возрождения

Основные черты. Основные направления

Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и про­должается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек;

1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).


56 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и

о эстетизм - ведущая роль искусства;

о свободомыслие - освобождение от догматического средневе­кового мышления.

Рассмотрим их более подробно:

о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает че­ловек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;

о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как ве­нец творения;

о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрож­дения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматур­гия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;

о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышле­ния. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он ре­шал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.

Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в сво­бодном и демократическом духе античности, возрождая класси­ческую древность. Основные направления философии Ренес­санса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса

Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-


§ 3.2. Философия Возрождения 57

занский (1401 - 1464) выдвигает идею пантеизма - отождеств­ляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, беско­нечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но ов­ладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незна­ние» - символическое мышление, где сливаются противопо­ложности. Приведем пример такого мышления.

а А В

------------ т . #

Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ коне­чен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физи­ческой Вселенной (макрокосм).

Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оп­равдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.

Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцен­трическая модель Солнечной системы (Земля вращается во­круг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращает­ся вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспери­ментальной науки.

Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) в своей знамени­той книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается ду­раками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-


58 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью» 1 .

Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не из­вестно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:

о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».

о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» 2 .

Политическая философия Возрождения представлена в раз­ных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве на­ходят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описыва­ет несуществующее государство, где все основано на принци­пах равенства и справедливости - собственность является об­щей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» пред­ставляет совершенно иную традицию в политической филосо­фии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходи­мости правитель вправе пользоваться любыми средствами - вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть исполь­зована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государст­ва, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упро­щенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».

Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Но­вому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала ос­нованием для научной революции XVII в. Политическая фило­софия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-

1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.

2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.


§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59

ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление цен­трализованных государств, а идеи утопистов - на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме - прин­ципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.

2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотноше­ния человека и природы, политического устройства и творчества.

1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.

2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Воз­рождения.

– Капитан Симод, что дают последние наблюдения? Что-нибудь важное?

– Да, командующий, весьма существенное. Первое же наблюдение после локализации в узле дало интересный результат. На нашем же векторе, только в обратном направлении, усмотрен еще один узел, гораздо более выгодный, чем этот. Пятитуннельный, и возможности обзора оттуда куда предпочтительнее. А значит, и безопасности, и скрытности действий.

– Я понимаю, капитан. Жаль, что мы не сориентировались сразу. Могли бы сразу направиться туда, и сейчас уже…

– Боюсь, ваша смелость, что тогда нам пришлось бы куда солонее.

– Объясните. Тот узел занят?

– Узел пуст. Но система ретроградного анализа свидетельствует, что непосредственно перед нашим входом в этот узел – тот, противоположный, был занят. И очистился буквально минуты тому назад.

– Дьявол! Кто там был? «Неодолимый», да? Конечно, он!

– Ну, вы ведь знаете: ретроградный анализ не дает такой четкой картины, как зрительное изображение. Однако компьютер дал общие характеристики, и судя по ним – это корабль нашего класса. Это он.

– Так. А почему же, по-вашему, Легана добровольно уступила нам столь выгодную позицию? Это пахнет ловушкой, капитан.

– Примитивная мышеловка. Они явно рассчитывают, что мы, не рассуждая, бросимся туда. А они – тут как тут, выскочат из-за угла, чтобы воткнуть нам кортик в спину.

– Каким же это образом, хотел бы я знать.

– С них станется пойти на авантюру. По Стизлу. Их мечтой должно быть – разделаться с нами здесь. Потому что в Нормали наше преимущество будет неоспоримым: оборона Мадига куда мощнее, чем их паутинка, защитное поле Леганы.

– По Стизлу, гм… Да, в самом деле. Ну что же, капитан, – пожалуй, мы дадим им такую возможность. И соответственно приготовимся. Да. Именно так я и сделаю. Не откладывая. Командуйте: здесь произвести разворот. Средним ходом – к тому узлу. А у границы изолирующего поля заранее расположим готовое к бою охотничье звено. И атаку по Стизлу предпримем мы, а не они. Успех практически обеспечен. Один удар – и их больше нет.

– По-моему, прекрасный замысел. А интересно все-таки, ваша смелость: куда деваются выброшенные из Простора корабли? Хоть какие-то версии есть?

– Не встречал. Неизвестно даже, впрямь ли они выброшены. Это лишь предположение. Или их просто растворяет, превращает во что-то другое. Слишком мало фактов, чтобы делать выводы. Хоть что-то достоверно известно ведь лишь о том корабле, что был атакован Стизлом. Известно, что о его судьбе ничего не известно. На такой базе можно создать что угодно, любую теорию – или вообще ничего не создавать.

– Выходит, мы своей атакой сразу увеличим базу данных вдвое?

– Окажем услугу науке. Командуйте. Вольное звено – ко мне. Я лично поставлю им задачу.

Что заставило Кейта Ричардса лезть на фиджианскую пальму, с которой он благополучно свалился, до сих пор доподлинно неизвестно. То ли вспомнил гитарист Rolling Stones бурную молодость, то ли бес в ребро ударил. Однако теперь невинная шалость может обернуться для уже далеко не юного музыканта проблемами. Да такими, что поклонники начали терзаться вопросом, а вернутся ли легендарные "роллинги" на сцену?

Тревожит фанатов полная неопределенность. Как же так, вопрошают они, с момента трагического инцидента прошло уже почти две недели, а о состоянии Ричардса ничего толком не известно. Информация поступает самая противоречивая и какому источнику верить непонятно.

Официальный представитель музыканта, мадам Фран Кертис, с выдержкой и упорством настоящей английской леди на многочисленные вопросы назойливых журналистов отвечает одной и той же фразой. Мол, Кейт чувствует себя нормально, а остальное вас пока не касается. Захочет, сам потом расскажет. Вся скудная информация, которой репортерам удалось от нее добиться, состоит в том, что в прошлую субботу уже было выписанный из больницы "роллинг" вдруг почувствовал себя плохо и упал без сознания.

Врачи диагностировали у жалующегося на сильные головные боли пациента кровоизлияние в мозг и положили его на операционный стол. Путем "небольшого вмешательства" заморские эскулапы снова поставили 62-летнюю легенду рок-н-ролла на ноги. И теперь он чувствует себя нормально (даже несмотря на то, что у него появилась маленькая дырка в черепе) и восстанавливает силы. По словам госпожи пресс-секретаря, он уже может разговаривать, и даже говорил по телефону.

Новозеландские СМИ спокойствия миссис Кертис не разделяют, а наоборот опасаются за судьбу знаменитого музыканта. По их данным, он перенес не одну операцию, а уже целых две. И нельзя с уверенностью сказать, не последует ли за ними третья. Врачи не исключают повреждения мозга. Немецкий Spiegel сообщает, что в данный момент Кейт находится в клинике в полной изоляции. К музыканту допускают только супругу Патти Хэнсен и двух дочерей – Теодору и Александру, которые несут непрерывную вахту у кровати Кейта.

Поклонники пребывают в панике. "Что мы должны думать? Все ли с ним в порядке? Вернется ли он в строй, или повреждение мозга лишит Stones Ричардса?", - читаем на сайте фанклуба группы. "Величайшая группа мира ничто без лучшего на Земле гитариста, - пишет одна из фанаток на странице StonesPlanet. "Восстанавливай мозги и играй дальше!" – требует она у Кейта.

Как бы там ни было, но временная потеря гитариста уже нанесла по ровесникам рок-н-ролльного века первый удар. Открытие отложено до лучших времен. Остается только надеяться, что этот перерыв действительно временный и не помешает ему 1 июля подняться на сцену в Барселоне и взорвать публику энергией своей гитары.