Меню Рубрики

Проповедь на воспоминание адамова изгнания. Неделя сыропустная, изгнание адама Проповедь в неделю изгнания адама из рая

Стихи:
Пусть плачет горько с прародителями мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям - о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост.

Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) - коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через вкушение, - по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем.

В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, - показал Новый Адам - Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.

(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, - это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья - это божественные помыслы, а запрещенное дерево - созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это - истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, - отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.

А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, - как и Адам был между смертью и бессмертием.

Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, - это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево - соблазнение Адама Евою и познание (ее).

Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив (рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому (что сделал Адам), то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.

Итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой Триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое из них - сотворение Адама и изгнание из рая, память которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг Библии): Моисеевых, пророческих и более всего Давидовых, прибавляя при этом нечто и по благодати. Затем, по порядку, следуют и (события) Нового Завета, из которых первое - Благовещение, по неизреченному Божию Промышлению всегда приходящееся на Четыредесятницу; воскрешение Лазаря и цветоносная (Неделя), святая Великая седмица, когда прочитываются священные Евангелия и со умилением воспеваются сами святые и спасительные Страсти Христовы. Потом, в период от Воскресения до Сошествия Святого Духа, прочитываются Деяния (апостолов): как происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших, - ибо Деяния чудесами свидетельствуют о Воскресении.

Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что Адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас Бог, - ведь без этого трудно получить то, что потеряли.

Да будет же известно, что сия святая и Великая Четыредесятница - десятина от всего года. Поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. И эту (Четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и Рождества Христова, - соответственно четырем временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост - это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.

Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.

То есть пост.

Филон Александрийский, иудей, род. в 20 г. до Р. Х. Пытался согласовать Библию с учением греческих и восточных мудрецов и толковал закон Моисеев аллегорически.

Проповедь в Прощеное воскресенье

Щадите друг друга, да пощадит вас Господь.

Преподобный Антоний Великий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Святые дни Великого поста для христианина подобны плаванию к светлому берегу, на котором ждет нас Воскресший Спаситель. Мы призваны омыться покаянными слезами, укрепить мышцы душ своих подвигом воздержания и молитвы, чтобы в чистоте и силе встретить торжество торжеств - Пасху Христову. Но может ли достичь желанной цели пловец с камнем на шее? Каким бы выносливым и закаленным он ни был, тяжелый груз неминуемо увлечет его на темное дно. Такой же тяжестью, не позволяющей нам даже надеяться на приближение к Божественному свету, является для нас гнев и обида на ближнего. Вот почему с древнейших времен христиане на пороге Великого поста со слезами просили прощение друг у друга. Богоугодный обычай этот восприняла Церковь Русская, в Прощеное Воскресенье питающая сердца сынов и дочерей Своих сладостью примирения. «С людьми мирись, а с грехами бранись», - такая пословица недаром сложена благочестивыми предками нашими.

Жгуч гнев, горька обида. Смрадным дымом застилают эти низкие чувства человеческую душу, отравляя каждое ее движение, делая ее недоступной для Божественной благодати. Такая душа делается чужой Господу, в ней могут обитать только гнусные бесы - и тщетны обращения ее к Всевышнему; по слову преподобного Исаака Сирина, «быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Светлые Ангелы плачут, а сатана торжествует, когда между людьми разрывается святой союз любви. Родные и друзья, еще недавно наслаждавшиеся взаимным общением, бывшие один для другого опорой и радостью, - и вот они же выкрикивают бранные слова, копят злобу, смотрят друг на друга с ненавистью. Какая мрачная картина, какая чудовищная потеха для врага рода человеческого!

Любовь все переносит (I Кор. 13, 7), - говорит святой апостол Павел. А мы горды и тщеславны, наше изнеженное самолюбивое «я» не желает переносить малейших уколов. Сгоряча сказанное ближним слово, неосторожный намек, просто подозрение или лживая сплетня - и слабую искру раздуваем мы в пожар негодования, любую песчинку превращаем в гору гнева, если считаем себя оскорбленными. И в то же время мы не помним, что сами ежечасно, ежеминутно оскорбляем Небесного Отца. В нас вложен пречистый образ Божий. Предаваясь нечистым мыслям, мы оплевываем святыню, каждый наш грех - это ком грязи, пятнающий святой образ Господа. Если бы Творец судил нас тем судом, каким мы судим ближних, каждый из нас давным-давно оказался бы на дне преисподней. Мы не стоим и временной жизни, а Вселюбящий Бог призывает нас к блаженной вечности, за одну слезинку покаяния готов Всемогущий простить нам тягчайшие оскорбления Имени Его. Но наше немилосердие заграждает нам путь к Милосердию Небесному.

Если и ближний тяжко согрешает против тебя - что тогда? За него, как и за тебя, распят на кресте Сын Божий, и, проникаясь к ближнему ненавистью, мы попираем любовь Господню. Покрыть чужие грехи - это высший род милостыни. Пусть нам причинили зло - но вспомним, сколько ран мы сами нанесли людям на кривом своем пути, сколько обид и горя причинили, каким соблазном для других были наши слова и поступки. Себе мы привыкли прощать все, унижаем и искушаем людей как бы мимоходом, подчас сами того не замечая, но сколько свидетельств против себя услышим мы на Страшном Суде Господнем, когда все тайное станет явным. И не оправдаться нам в Судный час, если ныне останемся мы глухи к слову Милосердного Спасителя: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Церковь Христова есть сообщество людей, прощенных Богом. Первородный грех, эта оковывающая человеческие души короста древней порчи, расплавлена Пречистой Кровью Спасителя, омыта водами святого Крещения. Принося покаяние, мы освобождаемся и от собственных грехов - всю громаду их принял на Себя Сын Человеческий, все их искупил за нас Крестной смертью Своей. И к нам, выкупленным из рабства смерти и аду столь дорогой ценой, обращается Спаситель с призывом: любите друг друга и да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).

Разжечь чадное пламя вражды легко, потушить его трудно. Стоит поддаться раздражению - и злой бес гнева внедряется в души, лукаво преувеличивая нанесенную нам обиду, доводя мгновенную вспышку неприязни до упорной ненависти, превращая ее в страсть. Как преодолеть это душепагубное состояние? Преподобный Максим Исповедник учит: «Если случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не давай победить себя ненавистью, а сам победи ее любовию. Победить же мо­жешь следующим образом: истинно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение или сам его тем предупреждая, поставляя себя самого виновником случившегося и долготерпя, покуда не пройдет сия туча».

Урок Божественного Милосердия явил нам Иисус Христос, молившийся за своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но разве мы, называющие себя христианами, не ведаем, как духовно слепые богоубийцы-иудеи, что творим?

Мы призваны к любви - и вот, не умея прощать и просить прощение, мы умерщвляем свои души и души ближних своих. Неужели не понятно, что питающий ненависть к брату - духовный самоубийца, а соблазняющий другого на ненависть к себе - убийца его души.

Как милосердие Господа нашего Иисуса Христа не имеет границ, так же и христианин не должен законнически скупо отмеривать прощение ближнему своему. Когда Апостол Петр, воспитанный на ветхозаветных установлениях, спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?- Спаситель ответствовал: не до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22), то есть - всегда.

Тяжело, кажется нам, прощать, но еще труднее - просить прощение. Порою горько обидев человека, мы и не чувствуем своей вины, фарисейски кичась своей «праведностью», видим «сучок в его глазу», не замечая «бревна в собственном оке».

Если кто-то расстраивается, печалится или плачет из-за нас - а мы не чувствуем за собой вины, все равно мы должны покаяться пред этим человеком. Значит, был в нас некий скрытый грех, опечаливший ближнего, и не кичиться мы должны своей невиновностью, а утешить того, кто страдает из-за нас. Глубоко засевшая в нас диавольская гордыня шепчет нам, что, попросив прощение, мы «унизим себя», «уроним свое достоинство». Но нам ли, ничтожным грешникам, бояться унижения, когда Сын Божий ради нас терпел насмешки и поругания, плевки и побои, подвергся позорной казни? А мы ради души ближнего не хотим просить у него прощения. Нет! не такова любовь христианская. Обидев человека, мы должны не просто обратиться к нему с холодным «извините!» - если понадобится, то и со слезами, на коленях должны мы испросить его прощение, да снизойдет мир в его страдающую из-за нас душу.

Могут спросить: как быть, если ближний упорно отвергает все попытки к примирению? Искренне примиримся с ним сами в душе своей, будем молиться за него, будем изыскивать средства к тому, чтобы он принял чистосердечное наше покаяние - и Господь поможет нам обратить вражду в любовь.

В большинстве случаев нанесенные нам обиды есть следствие нашей гордыни. Любовью и смирением мы можем обезоружить тех, кто хочет причинить нам зло. «Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых», - говорит Святитель Иоанн Златоуст.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Ради стяжания Милости Божией готовимся мы ныне вступить на поприще Великого поста. Но чтобы воздержание и молитвы наши стали угодны Господу, соблюдем же заповеданное в Священном Писании: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твои (Мф. 5, 23-24).

Прежде всего мир должен воцариться в вашей семье - в домашней церкви вашей. Где ярче всего расцвести любви христианской, как не между самыми родными и близкими? Именно здесь надлежит особенно бережно хранить святость нежных чувств: почтение к родителям, супружеское согласие, заботу о детях. На Святой Руси в Прощеное воскресенье старшие члены семьи просили прощение даже у малых детей, и ребенок серьезно отпускал грехи против себя седому отцу своему, и так родители собственным примером учили смирению детей.

Чувства обиды и гнева мучительны для самого человека, они лишают его покоя и радости, отравляют ему жизнь, калечат его душу. Этот тяжкий духовный недуг может привести и к телесным болезням. Врачи заметили, что заболевания раком чаше всего поражают людей раздражительных, копящих в себе тяжелые обиды. И это естественно, ибо корень всякой болезни - грех; порча души отражается на здоровье тела. Для такого больного недуг есть «смирительная рубаха» на его грехах.

Но как безмятежен и светел становится тот, кто ни к кому не питает зла, кто находится в мире со всеми людьми. Умеющий каяться и прощать знает эту чудесную сладость примирения с людьми - а значит, и с Вселюбящим Господом, обетовавшим: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: “Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности”. И так каждый день, каждый год.

И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!” И встрепенулись сердца — повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:

— фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;

— гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от истины, и уход в страну далече: “Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих”;

— напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов “Христос воскресе!” и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля:“...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост... созовите... старцев...” и всех жителей в дом Господа “...да восплачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание...” (Иоил. 2, 12. 15. 16. 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига второй Адам — Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: “...Иисус возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что “сей же род [диавол] изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо “... свет во тьме светит, и тьма его не объят” (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой — этой нашей живой жертвой любви к Богу — возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко — в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: “...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...”

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

— ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

— это ты и есть тот самый грешник;

— это ты нелюбовный — любишь по выбору;

— это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: “...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

“Не судите, да не судимы будете...” Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока “...милость превозносится над судом” (Иак. 2, 13).

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: “...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: “Суд бо без милости не сотворшему милости” (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви — там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя — того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение, ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: “Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!” И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя” — начнется преображение жизни вокруг нас.

“Днесь весна душам!” Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!

“Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело”.

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов — покаяния, воздержания и смирения — и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху — райское сияние на земле. Аминь.


Покаяние - духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах.


Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как бы представляет альтернативу сигаретам.


В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы.
Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии
На протяжении несколько лет небольшой храм при Почаевской Духовной семинарии в честь преподобных Иова и Амфилохия в ночь с 31 декабря на 1 января собирает под своими сводами более 1000 богомольцев.
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин; 8, 12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком.

«Только некий Бог может спасти мир!» Это последний крик философов и пророков древних времен. Это крик человечества, томящегося во оковах князя мира сего, в лабиринте без окон и дверей, в жизни, теряющейся в нирване и гадесе.
Поучение на евангелие в крещенский сочельник и на Святое Богоявление
Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, сверх того, родился от неплодной

Проповедь в неделю изгнания Адама из рая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

«Раю, мой сладкий раю», – такими словами праотец наш Адам плакал, когда потерял то блаженство, которое Господь сотворил ради него и для него. Первый человек должен был совершенствоваться в любви к Богу и распространить рай на всю землю. Но прельстившись дьяволом в образе змия, он ниспал и был изгнан из рая, мы тоже изгнанники на землю. Суть падения человека и всего человечества, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, было то, что человек до грехопадения был безгрешен, он не знал греха, но имел познание о том, что грех есть. Но знание о яде еще не убивает, а убивает вкушение яда. И так человек вкусил яд греха, и помрачился его ум, разум и воля, зло смешалось с добром, человек перестал отличать добро от зла, и делал зло как свою вторую природу, приобрел себе лжеименный разум. И те, продолжает святитель, кто доверяются своему разуму, и думает что он здоров, тот в очень большей прелести находится, которая есть пагубная и не спасительная. И корень нашего грехопадения заключается в том, что мы послушались внушению лукавого, и приняли это внушение, этот помысел, соблазнились лицезрением запретного плода, осязали его и самым действием, вкушением и умерщвлением осквернили себя. И святитель говорит, что этот корень как раз и надо врачевать посредством молитвы, призванием страшного и животворящего имени Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Господь очистил наш ум, разум, и чтобы мы не принимали помыслы вселукавого. Всякая молитва, наипаче краткая Иисусова, она способствует этому очищению. И так как молитва с постом, она очень действенная и слышимая, то наши молитвы надо соединять с воздержанием чрева, глаз и всех своих чувств, потому что то целомудрие, которое потерянное в раю, оно дается молитвою постом и предстательством Владычицы нашей Богородицы, о Которой Господь после Его изречения о наказании первому человеку, добавил, что придет избавление: «Семя жены сотрет главу змия».

Преподобный Силуан говорит, что Адам плакал не о том, что потерял такой прекрасный рай, такую сладость, то блаженство, а о том, что он оскорбил любовь Божию. И когда он понял, что находится на земли уже вне благодати, вне любви Божия, он горько плакал и рыдал, что слышала вся земля его неизреченное рыдание. Преподобный Силуан говорит, что Адам горько плакал со словами: «Куда Ты скрылся от меня, Господь мой и Бог мой. Слезно ищу Тебя, и не могу найти». Но прежде, чем начать подвиг покаяния молитвы и поста, который мы должны створять и делать в тайне, мы должны знать, что есть условие прощения нашим обидчикам, нашим оскорбителям и всем тем, кто нам делал зло. Если мы будем прощать нашим обидчикам, то и Господь будет нам прощать. И, соответственно, если мы не прощаем, то и Господь нам не прости. И тот, кто преодолеет свою плоть, как ее называет преподобный Исихий Иерусалимский, древо познания добра и зла, начнет ее распинать со страстями плотскими и похотьми, призывая Господа Иисуса на помощь непрестанно, тот переступит ту ступеньку, когда сможет приблизится к тому блаженству, о котором нам Господь говорит: «Блажении нищии духом…», – и далее по восходящей,до той степени что человек ради того вкушения сладости от любви Божьей и Святого Духа, принимает скорби с радостью в этой жизни. И тот, кто сподобиться от Господа вкусить, насколько Он благ, насколько сладка Его любовь, Дух Его Святой, тот человек не будет помышлять уже о земном. Преподобный Силуан в дивном видении, в дивном созерцании спрашивал у Адама: «Адам, расскажи, как ты плакал о изгнании твоем из рая, как ты умолял Господа о прощении»? Адам отвечал, что он не может вспомнить земного, потому что уже вкушает сладость любви Божьей.

Будем призывать на помощь святых, Владычицу нашу Богородицу в это благоприятное время вступления в Святой Пост, время света, когда все обнажается – дела тьмы, как в рентгене, будем видеть свои грехопадения и даже помыслы от лукавого. Будем призывать Владычицу, чтоб она помогала уцеломудрить свою волю, чтобы наша душа и тело умом и сердцем желали одного – Царства Небесного, потому что Адам потерял земное, но сподобился Любовию Божией во Христе распятом и воскресшем уже обновленного рая, где пребывает Господь Своею благодатью – светом Святой Предвечной Троицы, чтобы Господь молитвами праотца нашего Адама и Евы сподобил нас Царства Небесного, как Господь говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть». И когда наше сердце прилепится ко Христу, тогда будем стяжать богатство наше в Духе Святом через пост и молитву, через всепрощение наших ближних, через чтения Слова Божия, Святые Таинства, Причастия Святых Тела и Крови Господни, чтобы сподобится нам тоже этой вечной радости, сладости, мира неизреченного по великой Божьей милости. Аминь!

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня особый у нас день, день, предшествующий Великому Посту. День, когда мы уже полностью готовы посвятить себя своему исправлению, изменению, улучшению, понудить себя к исполнению заповедей Христовых. И в этот день святая Церковь вспоминает одно многозначительное событие. Оно называется плачем Адама, плачем нашего прародителя. Плачем и мы сегодня с ним о наших грехах. Плач Адама был за вроде бы незначительный грех с нашей стороны, как мы смотрим, зная свои грехи и прегрешения свои. Адам на какой-то короткий момент возомнил себя равным Богу и согрешил, съев то яблоко преткновения и нарушив единственную заповедь, данную Господом нашим в раю о не вкушении плода с дерева жизни.

Как часто и мы с вами ощущаем себя кем-то без Бога, забывая о том, что мы без Бога ничто, брение, прах и пепел. Об этом хорошо пишет в своих трудах наш, в общем-то, почти современник старец Иосиф Исихаст. Он пишет: «ибо все мы люди, из праха рожденные, и все согрешили. Мы брение. Не имеем ведения: брение у брения крадет, брение брение оскорбляет, брение на брение клевещет, брение над брением превозносится, брение за счет брения обогащается, брение над брением начальствует, брение брение бьет, брение брение заключает в тюрьму. И вообще, брение считает себя мудрее, сильнее, богаче, благороднее, почтеннее брения, обогащаясь безумием и неведением собственного естества. Откуда оно, и где оказалось, как родилось, каково его назначение, где его конец что после этого?»

А предназначение человека — это рай, это богообщение. Именно о потере рая плакал Адам. Один из святых отцов сказал, что Адам был в раю, и рай был в Адаме, поэтому был великий плач у Адама, ибо он потерял то общение с Богом. Единственный человек на этой земле сотворенный — Адам. Из него еще Еву Господь сотворил. Остальные все были уже рождены. Даже Сам Господь Иисус Христос был рожден от Девы Пресвятой Богородицы. И только Адам был сотворен. Иногда слышишь, особенно у новоначальных, некоторые говорят: почему мы должны страдать за грех Адама?

Мы забываем, что Адам был совершеннейшее существо, гораздо выше нас. Именно он нарек имена всей твари, которая существует на земле. Господь его одарил высоким умом, интуицией. И конечно, когда вот это случилось, случилось падение, и Господь вывел его из рая, он слезно плакал и молил Господа о возвращении в рай себя или потомков. Надо понимать, что плач Адама распространялся не только на его личный грех, но и на грехи всего рода человеческого. При его жизни, а он жил более девятисот лет, были серьезные грехопадения. Сын его, Каин, убил брата своего по плоти Авеля. И все это переживал Адам, все видел, как ком, летящий с горы, и все эти грехи, которые наворачиваются на род человеческий.

И сегодня мы, к сожалению, тоже грешим. Когда мы плачем, особенно адамовым плачем от падений наших, совесть наша обличает наши падения. Очень часто люди приходят в церковь именно из-за того, что уже совесть настолько в грехах их уличает, что они не могут уже жить в этой грязи, и требуется им покаяние. Они искренне ощущают необходимость покаяния. Но, к сожалению многие, находясь в лоне церкви, грешат одними и теми же грехами. Это мы многие знаем. Часто слышишь на исповеди: когда же я закончу, одни и те же грехи совершаю, почему так происходит? Ну, потому что мы утериваем плач Адамов, мы утериваем то желание рая, которое было у Адама, утериваем необходимость трудиться и приближаться к Богу. Мы ленимся.

А ведь грех мы все равно осознанно выбираем. Некоторые говорят: вот я в страсти, не могу справиться. Но ведь ты каждый день или через какое-то время выбираешь эту страсть в услужение дьяволу, а не Богу.

Поэтому обновление чувства покаяния очень важно. Важно видение своих грехов. Когда человек видит грехи свои остро, он уже не грешит. Он осознает, что этот самый грех оскорбляет Господа нашего Иисуса Христа. И совершая этот грех, мы каждый раз распинаем Его на кресте. Именно Он пришел по молитвам того же Адама по обетованию Божию, когда было сказано Богом нашим в раю, что Семя жены сотрет главу змея.

Именно это обетование вселяло надежду нашему праотцу Адаму, именно им он жил. И по приходу Господа нашего Иисуса Христа праотец наш Адам находится в раю в настоящее время в Царстве Небесном. Поэтому ни в коем разе мы не должны его осуждать за его тот первородительский грех, а наоборот, молиться ему, как святому, о том, чтобы он даровал нам тот именно плач, который был у него, плач о грехах наших, чтобы видеть наши согрешения. Сейчас ежедневно будет читаться молитва Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешенияи и не осуждати брата моего».

Сегодня еще одно событие в церкви. Мы просим друг у друга прощения в этот день. Именно вот не осуждать брата своего. И по той заповеди, которую мы слышали сегодня в евангельском чтении о том, что если не простит человек согрешений другого, то и Господь не простит ему.

Всегда была на Руси такая добрая традиция. Это традиция, а не какое-то постановление Соборов, когда люди друг у друга просили искренне прощения, вступая в пост уже очищенными от груза этого осуждения. Даже великие государи в неделю масленичную ездили по монастырям, ближним и дальним, тоже просили прощения, подавали щедрую милостыню. И сам Патриарх приходил к государям в этот день в царское время, и был такой чин. Он вроде бы как внешний, этот чин, но именно в нем глубина нашего осознания нашей греховности, глубина необходимости изменения.

Да сподобит и нас Господь Бог, в этот день достойно подготовиться к Великому Посту, дабы исправиться, измениться, дабы всегда видеть свои грехи, в том числе и мелкие грехи. И чем мы лучше будем видеть свои согрешения и грехи, тем чище мы будем становиться, тем будет расти у нас понятие о греховности нашей о том, что необходимо нам изменяться, каяться, чтобы жить нам со Христом. Помоги вам, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, все мы находимся с вами в преддверии Великого поста – этого святого, спасительного подвига, который ежегодно заповедует нам совершать Святая Церковь.

Многим из нас кажется, что Великий пост – это нечто из ряда вон выходящее, что обычная жизнь верующего человека – достаточно спокойное времяпровождение во всяком благочестии и чистоте, когда светит солнце, когда мы можем общаться друг с другом, забывая порой и о храме, и о богослужении, и о тех заповедях, которые дает нам Святая Церковь. И вот, раз в год Святая Церковь приглашает нас посвятить особое время своей жизни Господу.

Но тот, кто уже проходил поприще Великого поста, кто вслушивался в песнопения и молитвословия этих удивительных по красоте и глубине богослужений, тот, наверное, так или иначе прикасался сердцем к осознанию того, что именно так, как мы живем в Великий пост, мы и должны всегда жить перед Господом и перед нашими ближними. То есть Святая Четыредесятница – это не особенное, из ряда вон выходящее время, а это есть то нормальное состояние, в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, чтобы быть способными выполнить заповеди Божии, а значит, для того, чтобы наследовать Вечное спасение, которое принес для каждого из нас Господь.

Великий пост – это состояние,
в котором мы должны постоянно находиться для того, чтобы не совершать грех, быть способными выполнить заповеди Божии и наследовать Вечное спасение.

Сегодня мы пришли в храм, чтобы испросить прощение у Господа и Божией Матери, у всех святых, у всех тех, кто нас окружает в этой земной жизни или кто переступил уже порог Вечности и находится в пакибытии, молитвенно испросить прощения у всех тех, кого мы сейчас не сможем увидеть, но все-таки совесть нас обличает в том, что мы виноваты перед ними. И это не обряд, это таинство: Святая Церковь оживотворяется Богом Духом Святым, и мы пришли в храм и находимся перед Господом. Будем верить, что наша молитва, дойдя до Бога, отразится и на сердцах всех тех, за кого мы молимся, мысленно попросив у них прощения за причиненные обиды.

Зачем Святая Церковь заповедует нам просить прощения? Испрашивая прощение у ближнего, мы тем самым исповедуем важную истину: мы хотим находиться в мире с этим человеком. Если мы испрашиваем прощение перед Великим постом абсолютно перед всеми, и в том числе, самое главное, перед Богом, мы исповедуем то, что хотим находиться в мире с Господом.

Мир – это особое состояние души, это дар Божий, и мы всеми силами стараемся делать так, чтобы у нас было мирное состояние духа. Почему? Потому что Святая Церковь в дни Великого поста призывает нас к покаянию – к пристальному всматриванию в самих себя в попытке увидеть то, что называется грехами и страстями. А если мы возмущены внешне, если мы не можем прийти в себя из-за того, что заняты постоянно улаживанием или раздуванием конфликтов с окружающими людьми, у нас абсолютно не остается ни времени, ни желания, а самое главное, ни способностей всмотреться в глубины свои сердечные и увидеть там грехи, которые Святая Церковь просит нас исповедовать.

Испрашивая прощение перед Великим постом у всех ближних и
у Бога, мы исповедуем, что хотим быть в мире с Господом. Мир – особое состояние души, дар Божий,
и мы стремимся его стяжать.

На заре христианства авва Дорофей, один из подвижников благочестия, говорил о необходимости стяжать мир перед вступлением на поприще Великого поста, уподобляя душу человека водоему. По словам аввы, если вода в водоеме возмущена, ты не сможешь увидеть ни дна этого водоема, ни отражающееся на его поверхности солнце. Точно так же и возмущенная душа не может отразить Солнце, и ты не сможешь увидеть, что находится на дне твоей души.

Сегодня за богослужением мы слышали простые слова нашего Спасителя. Воплотившаяся Истина говорит каждому из нас, что если мы не будем прощать грехов нашим ближним, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших (см.: Мф. 6, 14-15 ). Можно много рассуждать, размышлять, пытаться извинить себя, говоря, что мы не можем простить и не можем отпустить грехи ближним, но никаких оговорок, исключений Бог Слово не делает. Он говорит: отпускайте и прощайте, тогда и будете прощены. И вот эта евангельская простота заставляет еще об одном важном моменте задуматься всех тех, кто стремится к спасению.

В Евангелии от Луки есть притча, которую Спаситель рассказывает для того, чтобы человек понял, перед Кем он находится. Христос говорит: Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире (Лк. 14, 31-32 ).

Заповеди Божии даны для того, чтобы мы наполняли светом свое сердце, имели добрые мысли, чтобы мы осознали, то что Господь есть
не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель.

Эта притча в каждом из нас обличает страсти, грехи, гордость, ложную праведность – то войско, которое мы имеем и на которое уповаем. И мы постоянно оказываемся теми царями, которые своими «правдами», а лучше сказать, неправдами, грехами, пытаются восстать против Бога, против того Царя, у которого войска вкраты больше, чем у нас, и нетрудно предвидеть, что Он нас победит. Разве не так? Когда Святая Церковь заповедует нам исполнять заповеди Божии, заповеди Христовы, а мы противимся этому, разве мы не идем со своим войском против Небесного Царя, думая, что сможем Его перехитрить – победить? Не будем обманываться: никто и никогда Небесного Царя и Владыку победить не сможет.

Святая Церковь особенно в такие дни, как сегодняшний, говорит нам: «Сядь, человек, и подумай: против Кого ты идешь? Когда ты поймешь наконец, что бесполезно сражаться против Царя Небесного; выйди и попроси Его о мире, исповедуя то, что Его воля благая и совершенная, а твоя – греховная. Исповедуй то, что Он лучше знает, как тебе жить. Исповедуй то, что те заповеди, которые Он тебе дал и просит исполнить, даны не для того, чтобы ты противился им постоянно, а для того, чтобы ты, исполняя их, наполнял светом, а не тьмой, твое сердце, чтобы мысли твои были добрые и светлые, а не греховные и злые, чтобы все естество твое осознало то, что Господь есть не только наш Создатель, но и наш Промыслитель и Спаситель».

Вступив на поприще Великого поста с правильным духовным расположением, каждый из нас сможет оживить свое сердце, прийти в осознание необходимости жить Божественной жизнью, исполнять Божественные заповеди нашего Господа.

В сегодняшний день мы, духовенство храма, и, конечно, в первую очередь я, его настоятель, воздыхая сердечно о своих грехах, о своих страстях, прошу простить меня, дорогие отцы, братья и сестры, за все то, что я совершил и согрешил и делом, и словом, и мыслью. Конечно, мы осознаем, что отчасти это может звучать формально, но Бог ведает, что каждому из нас есть о чем просить друг у друга прощения. Поэтому простите меня грешного, помолитесь обо мне и благословите меня.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Неделю сыропустную.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье,