Меню Рубрики

Бытие 18 глава толкование. Смотреть что такое "Бытие " в других словарях

1 В полуденный зной, у дубравы Мамре, когда Авраам сидел у входа в шатер, явился ему Господь.

2–3 Поднял Авраам глаза - и увидел, что перед ним стоят трое путников. Он бросился к ним, поклонился до земли и сказал: «Владыка мой, окажи милость, не проходи мимо меня, раба твоего.

4 Вам принесут воды вымыть ноги. Вы отдохнете под деревом,

5 а я подам хлеба, чтобы вы подкрепились на дорогу - раз идете мимо меня, вашего раба». - «Хорошо, - ответили они ему, - так и сделай».

6 Авраам вбежал в шатер и сказал Сарре: «Скорее возьми три меры муки, самой лучшей, замеси тесто и напеки хлеба».

7 Потом он побежал к стаду, выбрал хорошего, упитанного теленка и отдал рабу, чтобы тот поскорее его приготовил.

8 Авраам сам подал гостям сметану, молоко, телятину - и ждал, стоя под деревом, пока они поедят.

9 «Где твоя жена Сарра?» - спросили они у Авраама. Он ответил: «Здесь, в шатре». -

10 «Я вернусь к тебе через год, - сказал гость, - и у Сарры тогда будет сын». А Сарра слушала - она была у него за спиной, у входа в шатер.

11 Оба они, и Авраам и Сарра, были уже глубокими стариками, и прекратилось у Сарры то, что обычно бывает у женщин.

12 Рассмеялась она про себя и подумала: «Отцвела я - и тут пришла пора утех? Да и господин мой стар…»

13 Но Господь сказал Аврааму: «Что это Сарра смеется: „Мне ли, старухе, рожать ребенка?”

14 Разве есть что–нибудь невозможное для Господа? Я вернусь к тебе в назначенный срок, через девять месяцев, и у Сарры будет сын». -

15 «Я не смеялась», - солгала Сарра, испугавшись. «Нет, - сказал Он ей, - ты смеялась».

16 Гости встали, чтобы продолжить свой путь, и посмотрели вниз, на долину, в сторону Содома. Авраам пошел проводить их,

17 и Господь сказал: «Не стану Я таить от Авраама Своих замыслов.

18 Ведь от Авраама произойдет великий и сильный народ, и Авраам будет благословением для всех племен земли.

19 Для того Я и избрал Авраама - чтобы он заповедал и детям, и всем своим потомкам верно следовать по пути Господнему: поступать справедливо и по правде. И тогда Я, Господь, исполню все, что Я обещал ему».

20 Господь сказал: «Вопиют злодеяния Содома и Гоморры, тяжек их грех.

21 Спущусь и посмотрю, все ли там виновны. Быть может, не все? Проверю».

22 Путники повернулись и пошли к Содому, но Господь остался стоять перед Авраамом.

23 И, приблизившись к Нему, Авраам сказал: «Неужели со злодеями Ты уничтожишь и праведных?

24 Вдруг найдется в этом городе пятьдесят праведников - так неужели Ты уничтожишь его, не пощадишь ради этих пятидесяти?

25 Быть не может! Не сделаешь Ты такого! Не погубишь Ты праведников вместе со злодеями, не постигнет одна участь и злодея и праведника! Быть такого не может! Судия всей земли - разве может судить неправедно?»

26 И Господь ответил: «Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников, то ради них пощажу этот город».

27 Тогда Авраам продолжил: «Я прах и пыль, но все же осмелюсь сказать Владыке моему:

28 если пяти праведников недостанет до пятидесяти - неужели из–за пяти недостающих Ты уничтожишь целый город?» И Господь ответил: «Нет, не уничтожу его, если найду в нем сорок пять праведников».

29 Авраам продолжал: «А вдруг там найдется только сорок?» И Господь ответил: «Даже если сорок, не буду этого делать».

30 Авраам сказал: «Пусть не гневается Владыка мой на то, что я скажу. А вдруг там только тридцать праведников?» И Господь ответил: «Пощажу город, если найду в нем тридцать праведников».

31 Авраам сказал: «Я осмелюсь спросить у Владыки моего: а если их там только двадцать?» И Господь ответил: «Пощажу ради двадцати».

32 Авраам сказал: «Пусть не гневается Владыка мой - это последний вопрос: вдруг их там всего десять?» И Господь ответил: «Пощажу ради десяти».

33 Сказав это, Господь ушел, а Авраам вернулся домой.

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

18:1-5 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

О явлении Бога Аврааму (об откровении Бога). Бог открылся Аврааму, послав к нему трёх вестников или ангелов,
чтобы сообщить о рождении Исаака и о разрушении Содома. Каким-то образом Бог дал понять Аврааму, что все трое – Его посланники, и, говоря Богу «Владыка» - Авраам обращался к Богу, которого каким-то образом мог воспринимать через посланных к нему мужей, уж если сказано о явлении или откровении Господа ему.

Еврейские толкователи так, например, объясняют наличие трёх мужей -вестников:

"Один ангел пришел, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй чтобы разрушить Содом, а третий чтобы спасти Лота. Ангел никогда не получает больше одного поручения ".

По крайней мере в этом тексте нет оснований считать, что трое - это сам Бог, спустившийся с небес и разделившийся на три телесные части.

18:6-8 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Авраам поспешил приготовить всё для гостей, об особенностях гостеприимства Авраама пишет Иоанн Златоуст:

с мотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!

Факт, что мужи нуждались в мытье ног, если физическую пищу - хлеб, масло и молоко – говорит о том, что это были люди, чрез которых Бог предсказывал Аврааму об Исааке и Содоме и творил чудеса (в Содоме, например 19:11).

18:9-17 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!

Обещание Аврааму, что от Сарр ы у него родится сын. Поведение Сары, смеющейся над собой и немощью своею, а не над обещанием Бога - можно понять: в её возрасте и физиологическом состоянии старости, можно сказать -заверение о том, что она станет матерью - кажется невероятным.

18:18,19 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.

Разъяснения роли предсказанного сына в истории человечества: Бог решил сделать так, что от Авраама произойдёт Божий народ и Христос во плоти, чрез которого благословятся все народы земли. По сути – это предсказание тому, что Христос каким-то образом приблизит к Богу все народы земли, и не только на потомков Авраама по плоти распространится благословение Бога.

Здесь же разъясняется функция самого Авраама, обязанного научить всех своих потомков жить по Божьим нормам праведности, а не по своим собственным представлениям о праведности. Через этот, обученный Авраамом народ, должны в будущем найти Бога и все остальные народы, наблюдая за тем, как Владыка помогает Своим избранникам – Второз.4:6-8.

18:20,21 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

Бог услышал с небес вопли недовольства жителями Содома и Гоморры, однако не доверился слухам, считая справедливым проверить, так ли это. На самом деле Богу видно всё, что делается на земле и порочность жителей Содома, в том числе -2Прлпм.16:9, Евр.4:13,3Цар.8:39. Однако, через это сообщение Бог показал один из Своих принципов справедливости, которого должны придерживаться Его служители: не следует легкомысленно доверять чьим-то жалобам или слухам, следует всегда проверять услышанное -Притчи 14:15, Второз.17:2-4.

18:22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. Двое из мужей-вестников пошли убедиться в злодеяниях Содома и Гоморры в качестве двух свидетелей происходящему, ибо свидетельство двух - принимается у Бога, а одного – нет -19:1. Один же остался с Авраамом, и чрез него Бог беседовал с патриархом.

18:23-33 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока.
30 И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Авраам знает о том, что в Содоме живёт его родственник Лот и жизнь Лота, понятно, небезразлична Аврааму. Он пытается выхлопотать у Бога снисхождение к городу ради сохранения жизни Лоту и уговаривает Владыку не уничтожать Содом, если там найдётся хотя бы 50 праведников. Бог не стал возражать, ЕСЛИ там найдётся 50.

Видимо, Авраам подумал, что переборщил с количеством праведников в Содоме и стал постепенно снижать цифру до 10 праведников. Бог остановился на 10. Если же их будет меньше 10 - то спасутся только они, как это и произошло с семьёй Лота.

Из описания этого диалога Авраама с Богом можно заметить, что Авраам «имел дерзновение» к Богу, то есть довольно смело, хотя и с глубоким почтением, обращался к Владыке, уверенный в том, что Он непременно уделит ему внимание и выслушает его -Ис.40:13-17, 1Петра 3:12.

Обращение праведников - Бог всегда слышит и по мере необходимости исполняет их просьбы. Так как Содом и Гоморра были уничтожены, значит, в них не нашлось и 10 праведников: все, от мала до велика были развращены, как сообщает Писание-19:4. Только Лот, родственник Авраама, оказался человеком, достойным того, чтобы ему сохранить жизнь, ибо он непрестанно мучился, живя среди этого нечестия, при этом - не перенимая их распутного образа жизни-2Петра 2:6-8.

Нам неизвестно доподлинно, почему Лот просто не ушёл из этого логова нечестия и разврата и почему он оставался на месте, сопротивляясь натиску порока изо всех сил. Мы все с вами можем подумать, что ему проще было бы уйти из логова нечестия, чем, отсиживаясь в нём, ежеминутно бороться с натиском нечестивых и отбиваться от порочного образа жизни (по типу: нет проблем – найдём и будем с ними бороться. Если есть возможность избежать проблем - то лучше от них уйти). Однако как бы там ни было - Лот, оставаясь в Содоме, тем не менее, смог сохранить репутацию праведника, почему и упомянут был Петром в качестве примера для христиан.

Христианину некуда уходить из этого порочного мира: куда ни пойди, а везде пагубное влияние порочного мира. Но Христос не обещал оградить своих от натиска нечестия, однако обещал дать сил всем ученикам своим, находящимся в мире - противостоять этому злу, сохраняя верность Богу. А пример Лота убеждает в том, что даже влияние духовных «Содома и Гоморры» – не повод становиться нечестивыми, если он смог сохранить праведность в буквальном Содоме, то смогут и христиане - в мире...

. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.

Все эти глаголы «возвел», «взглянул», «увидел» еще больше усугубляют высшую реальность данного явления. Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из этих странников был Лицом божественным, два же остальных были Ангелами (). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое.

Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

Все это признаки обычного, хотя и высокого, восточного гостеприимства, а отнюдь не доказательство того, что Авраам узнал в лице этих простых странников особых небесных гостей, как это думают некоторые. Против этого горячо восстает святой Иоанн Златоуст: «никто из слушающих это не унизит добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего и великого... Но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми» (Бес. 41). Действительно, приглашение Авраама посетить его кущу, омовение ног странникам и предложение им пищи – все это черты радушного гостеприимства, рассчитанного на обыкновенных людей. Аналогичные этому примеры можно находить и в др. местах Библии ().

. и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;

Текст русской Библии, по-видимому, предполагает обращение со стороны Авраама к одному из странников, как к Господу . Равным образом стоящее здесь в еврейском тексте слово: «Адонай» (с гласной «камец») обычно составляет обращение к Богу , а не к простому человеку (наподобие нашего – «господин мой»). На вопрос, почему Авраам, видя трех мужей, обращается только к одному со своим приветственным приглашением, прекрасно отвечает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Не удивляйся и тому, что праведник, принимая трех странников, говорит: «Господи», обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник свою просьбу. Но далее он обращает свою речь ко всем вообще» (см. 4–5 ст.).

. и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,

. а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши;

Омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь одни легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства (). «Сердце» в Библии рассматривается, как центр всех жизненных отправлений, и выражение – «подкрепить сердце» равносильно нашему «подкрепить силы» (; и др.).

. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

Три саты составляли одну «ефу», приблизительно около 30 фунтов нашего веса; судя по другим местам Библии, можно думать, это было обычное количество муки, употреблявшееся у евреев для приготовления хлебов (). Под пресными же хлебами здесь, очевидно, имеются ввиду те лепешки, которые и теперь обычно изготовляются арабами в несколько минут, при приемах почетных гостей.

. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом.

По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, святой Иоанн Златоуст замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!»

И они ели.

Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении () со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери ().

Сарра получает новое откровение о рождении от нее сына и обличается в недостаточности ее веры

. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.

И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.

Еще в предшествующем стихе речь шла о всех трех гостях Авраама; теперь же говорящим выступает один из них, и Он с 13-го стиха прямо называется Иеговой (ср. ). То обстоятельство, что этот чудный гость Авраама оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим богоявлениям (), должно было открыть ему глаза на действительную природу этого небесного гостя. Исполнение слов самого обещания придти на следующий год в то же самое время справедливо видят в факте рождения Исаака, в котором, очевидно, сказалась чудодейственная рука Божия, на что уполномочивает и последующий контекст речи ().

. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

Вводное замечание бытописателя, служащее к объяснению и оправданию последующего поступка Сарры.

. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?

«Смех Сарры, – говорит митроп. Филарет, – не столь невинен, как смех Авраама в подобном же случае (); но к ее оправданию можно сказать, что она еще не узнала Иеговы» (Властов).

и господин мой стар.

Прекрасное выражение того добровольного подчинения и послушания, в котором любящая жена должна стоять к своему мужу. За эту высокую черту своих супружеских отношений Сарра удостоилась стать образцом для подражания и христианским женам (; ).

. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?

Впервые здесь определенно и ясно первенствующий гость Авраама называется Господом, или с еврейского – «Иеговой». Он обращается с этим вопросом к Аврааму, так как Сарры здесь не было; но этим еще яснее обнаруживается всеведение говорившего, Который знал не только поступок Сарры, но и его сокровенные, внутренние мотивы.

. Есть ли что трудное для Господа?

Прекрасное выражение идеи божественного всемогущества, лучшей параллелью которому могут служить слова Ангела к Пресвятой Деве Марии, сказанные ей во время благовещения: «у Бога не останется бессильным никакое слово» ().

. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась.

Чувство некоторого испуга или страха, как мучительного голоса совести и опасения наказания, есть естественное следствие греха () в душе людей, еще не успевших нравственно загрубеть и доступных покаянию. Подобное чистосердечное раскаяние в своем маловерии, без сомнения, принесла и Сарра, так как апостол впоследствии находит возможным похвалить ее за веру в обетование о рождении у нее сына ().

. И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре];

Второго города нет в еврейской Библии, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи ().

Авраам же пошел с ними, проводить их.

Проводить гостя до границ своей земли – это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие.

Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры

. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!

Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае – мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков () делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют – «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами (; и др.).

. От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,

ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.

Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству (), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований со стороны последнего, состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения – это близость к Господу (по-еврейски – Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, – это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.

. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

Это уже известный нам библейский образ, выражающий ту мысль, что всякое насилие и неправда, совершающиеся на земле, не скрываются от божественного всеведения и получают от Него соответствующее им возмездие (; ; ). В особенности часто так изображается грех притеснения слабых сильными, соединенный с кровопролитием и убийством (; ); им страдали и жители Содома, которые отличались крайней нравственной распущенностью и высокомерно-презрительным отношением к низшим и слабейшим ().

. сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю

Слова эти – снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном знакомстве с самым предметом этого суда. (; ; ; ).

. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом;

В Содом пошли не все три мужа, а только два Ангела, как это определенно указано ниже ().

Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

Третий, оставшийся с Авраамом, спутник здесь прямо называется Господом; «стоять же пред лицем Господа» на языке св. писателя часто означает ходатайствовать или молить Господа за кого-либо (; ).

Авраам ходатайствует о сохранении этих городов

Весь этот заключительный раздел данной главы представляет любопытную и поучительную беседу Бога с Авраамом, свидетельствующую как о высоком дерзновении праведника, так и крайнем снисхождении Бога.

. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

В самом вопросе Авраама слышится уже и ответ на него, ответ отрицательный – именно тот, что высшая божественная любовь и правда не допустят гибели своих избранников.

. может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь и не пощадишь [всего] места ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

Установив в предшествующих словах общую мысль о высшей божественной правде, не допускающей незаслуженной гибели праведников, Авраам делает теперь применение ее к данному частному случаю, предполагая, что и в обреченном на погибель городе Содоме найдется значительное количество подобных праведников. Он даже выражает здесь надежду на то, что такое количество праведных искупит, до некоторой степени, преступление остальных и спасет и их от погибели.

. не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Этот стих представляет собой один из важнейших членов патриархальной религии, заключая в себе торжественное исповедание веры в Бога, как всемогущего Судью всей вселенной, судящего мир по законами высшей правды, строго разделяющей виновных от невинных (ср. ; и пр.).

. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Ободренный успехом своей первой просьбы, Авраам продолжает свое заступничество с еще большим дерзновением, хотя и исполненным в то же время высокого смирения. Доказательством такого смирения перед величием Иеговы служит его сравнение с прахом и пеплом, сравнение – полное глубокого внутреннего значения, в смысле указания на начало («прах от земли», ) и конец () земного существования человека.

. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

Или, как можно еще перевести с еврейского: «прибавил говорить, усилил свою просьбу». Вообще, все это заступничество Авраама за жителей Содома представляет собой пример горячей, неотступной мольбы, сопровождающейся, обычно, желанным успехом, по слову Спасителя: «просите и дастся вам, ...стучите и отверзется» Параллельно с тем, как усиливается самая просьба Авраама, увеличивается и его смирение пред Богом, долготерпение Которого он искушает; но искушает не ради пустого и праздного любопытства, а по высоким побуждениям любви и сострадания к ближним, почему Господь благосклонно и принимает его посредничество.

. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

Уступчивость Господа усиливает дерзновение Авраама и он, хотя и с большим смущением, решается понизить цифру праведников уже до двух десятков.

. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

Это высшая степень дерзновенной молитвы Авраама, когда он просил Господа о сохранении города только ради одного десятка предполагаемых в нем праведников, и Бог по неизреченной Своей милости соглашается и на такую, крайнюю просьбу Своего верного раба. Но жители нечестивых городов настолько погрязли в нечестии и разврате, что не сохранилось в них и десяти праведников: таких, как видно из последующего контекста, нашлось только три человека – Лот и две его дочери, которые и были чудесно спасены Богом от всеобщей гибели (19 гл.).

. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом;

Слова, указывающие на то, что богоявление окончилось и видение Иеговы исчезло.

Авраам же возвратился в свое место.

Т.е. он вернулся из долины Кафар-Варух, бывшей местом богоявления, к дубраве Мамре, близ Хеврона, служившей местом его преимущественного пребывания.

Филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия

БЫТИЕ - БЫТИЕ (греч. εἶναι, οὐσία; лат. esse), одно из центральных понятий философии. В разные культурно исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция»… … Античная философия

Бытие - Бытие ♦ Être «Невозможно дать определение бытия, не впадая в нелепость [т. е. не пытаясь объяснить смысл какого либо слова этим же словом], потому что определение любого слова начинается с выражения “это есть…” – неважно, выражается ли оно… … Философский словарь Спонвиля

Бытие философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно (см … Википедия

- (разг.) БЫТИЁ, я; ср. 1. Филос. только: бытие. Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. Объективное, реальное б. 2. Совокупность условий материальной жизни общества. Общественное б. Б. определяет… … Энциклопедический словарь

бытие - БЫТИЕ (греч. ousia; лат. esse) философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них смысловыми… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Современная энциклопедия

Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно идеальное … Большой Энциклопедический словарь

- [сущее] сущ., с., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? бытия, чему? бытию, (вижу) что? бытие, чем? бытием, о чём? о бытии 1. Бытие это то, что существует в реальности, материя, природа; используется, как правило, в философском смысле. Смысл… … Толковый словарь Дмитриева

Бытие - БЫТИЕ, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь