Меню Рубрики

Божество мудрости в египетской мифологии. Боги Древнего Египта – список и описание

Тот то … Орфографический словарь-справочник

тот ещё - тот ещё … Словарь употребления буквы Ё

Та, то, род. того [тово], той, того [тово] (см. § 69), местоим. указательное [ср. также то (2)]. 1. Указывает на что н. более отдаленное в пространстве или времени, находящееся не в непосредственной близости, не прямо перед глазами, не в данную… … Толковый словарь Ушакова

Джехути (dhwtj), в египетской мифологии бог мудрости, счёта и письма. Женой Т. считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Т. относится к древнейшему периоду, отсюда эпитеты Т. «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром… … Энциклопедия мифологии

Мест., указ., муж., та жен. то ср., ·противоп. этот, как сей и оный; дальний, по месту или по времени. Этот топор хорош, а тот негоден. Этот работает, а тот спит, один, другой. | относ. отвечающее на кто: Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот… … Толковый словарь Даля

Того; м.; ТА, той; ж.; ТО, того; ср.; мн.: те, тех. I. местоим. прил. 1. Указывает на что л. удалённое в пространстве или во времени. Тот дом. В тот год. В том городе. В том сне. На том берегу. На том свете (после смерти). Отправить на тот свет… … Энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

ТОТ - «Трикотажопторг» http://tot.webzone.ru/​ ТОТ транспортное обслуживание территории транспорт ТОТ торгсиновский талон Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=700490 … Словарь сокращений и аббревиатур

ТОТ, та, то, мн. те. 1. указ. Указывает на что н. удалённое в пространстве или во времени, а также на уже упоминавшееся в речи и уже известное. Т. дом. В т. раз. В т. год. На том берегу. По ту сторону. В т. день было холодно. 2. указ. В главном… … Толковый словарь Ожегова

Координаты: Координаты: 56°13′29.4″ с. … Википедия

Книги

  • Тот самый Мюнхгаузен , . В состав сборника вошли произведения разных авторов, объединенные именем главного героя - барона Карла Иеронима фон Мюнхгаузена: от анонимной публикации первых рассказов в 1783 году до пьесы…
  • Тот, кого я всегда жду , Мария Семенова. Мария Семенова всегда пишет о сильных людях. В морском абордажном бою и на стенах пылающего города, в снежных горах и черной непроходимой чаще, в темнице и небесномчертоге ее герои до конца…

Тот — наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала — обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе («Тайная Доктрина», II, с. 230, 231). Он «Владыка Гермополя» — сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит «Око Гора», третий глаз. Он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, «Трижды великий Гермес», покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S.: «Тот… обладает мощным воздействием на воображение… в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только — как предполагают — нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля.» Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, «Мудрость египтян». … «Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад.» Согласно Платону, «Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв». Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: «Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ». Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что «крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени». Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: «Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он… представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте.»

«Теософский словарь» Блаватская Е.П.

В египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Тота относится к древнейшему периоду. Отсюда эпитеты Тот - «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был город Шмун (Хемену, буквально «восемь»; греческий Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Тота из почитавшихся животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохранился как священное животное Тот и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Тота. Тоту посвящались пять добавочных дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Тота были гермопольскне номархи. В конце 2-го тысячелетия до н.э. они носили титул сыновей Тота и ставили после имени царскую царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Священным животным Тота был ибис (Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Тот отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Ра-солнца. В позднем Египте Тота называли «серебряный Атон» («серебряный диск»). Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням. месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы. его называли «владыка времени». Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи.

Тот создал письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Под покровительством Тота находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Тот «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. В эллинистический период Тоту приписывали создание священных книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мертвых» ее клали в гробницу как имеющую магическую силу). В культе мертвых и в погребальном ритуале Тоту принадлежала ведущая роль. Как визиру богов и писец эннеады богов Тот присутствовал на суде Осириса. В «Книге мертвых» Тот изображался около весов, записывающий результат взвешивания сердца. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании он принимает участие в погребальном ритуале всякого египтянина. Тот выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Тот отождествлялся с богом Гермесом, который считался Психопомпом («ведущим души»). В религиозно-мистической литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегиста («трижды очень великого»). Отождествлялся с римским богом Меркурием.

Бог мудрости у разных народов был свой. С их помощью люди получали знания, а также имели возможность вести различные записи и летописи. В древней Греции, к примеру, Зевс проглотил свою первую жену Метиду, которая являлась олицетворением . В итоге он получил все ее знания и научился разделять добро и зло.

Бог мудрости в Древнем Египте

Тот был не только богом мудрости, но и покровителем счета, письма и науки. Его считали первым создателем календаря и книг. Поскольку священным животным этого бога считается ибис, Тота изображали с головой этой птицы. Его главными атрибутами считается папирус и разные письменные приборы. Тот – бог мудрости, научивший людей письму, а еще он создал всю интеллектуальную жизнь. Кроме этого, он научил египтян математике, медицине и другим важным наукам. Согласно существующим легендам Тот был писцом и участвовал в суде Осириса. Еще он принимал участие в погребальных ритуалах и записывал результаты взвешивания души. Именно поэтому ему еще дали одно название – «ведущий души».

Индийский бог мудрости и благополучия

Ганеша является богом изобилия и богатства. К нему обращались люди, чтобы добиться в бизнесе. Изображали его крупным ребенком с огромным животом, который может быть опоясан змеей. Голова у него как у слона, но с одним бивнем. За ней располагается нимб, указывающий на святость. Восседает Ганеша на вахане – животном, являющимся символом дерзости. Это могла быть крыса, землеройка или собака. Бог знаний и мудрости мог иметь разное количество рук от 2-х до 32-х. В верхних руках находится цветок лотоса и трезубец. Есть изображения, на которых у Ганеши в руках ручка и книги, поскольку именно эти предметы указывали на то, что он является великим песцом. Могут изображать его с тремя глазами. Ганеша является первым божеством, к которому мог обратиться человек, используя специальные молитвы.

Бог мудрости у славян

Велес является одним из древних богов. Его считали покровителем мудрости, плодородия, богатства и скота. Главным его деянием было то, что он привел в движение мир, который создал Сварог и Род. Изображали его высоким мужчиной с длинной бородой. Одет он в длинный плащ, а в руках у него был посох, который являлся, по сути, обычной корягой. Считали Велеса оборотнем, поэтому встречаются изображения, где он наполовину человек и наполовину медведь.

Тот

Тот — древнеегипетский бог мудрости и знаний.

Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к , и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям письменность и бывшего писцом бога (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых ). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с . Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын ), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с , как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь , Хорура, и (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом).

Священными животными Тота были птица ибис и обезьяна (павиан). Он чаще всего изображался в образе человека с головой ибиса и тросточкой для письма в руке, хотя иногда встречаются изображения Тота в образе павиана, так как эта обезьяна считалась весьма разумным созданием. Считалось, что помощником Тота был павиан по имени Астенну (или Истен), один из четырёх павианов, наблюдающих за судом Осириса в загробном мире (Дуат) и иногда считавшимся воплощением самого Тота. Богиня письменности обычно считалась дочерью Тота, хотя иногда выступала в качестве его жены.

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Во время Третьего переходного периода, когда Гермополь стал играть важную роль в египетской политике, культ Тота становился всё более популярным.

Во время Второго переходного периода один из фараонов Шестнадцатой династии носил имя Джехути, то есть Тот. Имя Тота также входило в состав имён четырёх могущественных фараонов Восемнадцатой династии, в том числе Тутмоса III (Джехутимесес III).

Так как у древних греков мудрости покровительствовала богиня, а не бог, Тот был отождествлён ими с , которому ранее такие функции не приписывались. Результатом взаимного воздействия египетской и эллинистической культур стало возникновение мифологического образа Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistos, «Гермеса Триждывеличайшего»), центральной фигуры герметизма и легендарного основателя алхимии.

Почитанию и культу животных в Древнем Египте, конечно, способствовало многообразие животного мира. Египтяне наблюдали за различными животными и находили у них множество качеств, полезных и поучительных для человека. Птица ибис воспринималась как существо разумное, порой даже мудрое, что позволяло египтянам считать эту птицу умной и наделенной многими духовными качествами.

Вот как примерно описывает Плутарх наблюдения древних египтян. «Птица ибис довольно энергична и любит много поесть. Питается всякими гадами, в частности, змеями и скорпионами. Несмотря на грязь, эта птица всюду сует свой длинный клюв, и находит себе пропитание. Но перед сном ибис обязательно чистится сам, и чистит свое гнездо. Вьет гнезда ибис на финиковых пальмах, остерегается котов. Вылупившегося птенца ибиса древние египтяне приравнивают по весу к сердцу новорожденного человеческого дитя. Если соединить расстояния между лапок ибиса и кончиком клюва, то получится равносторонний треугольник». Чем вам не священная геометрия?

Также по древним писаниям известно, что жрецы всегда использовали воду для омовения из источников, где пил ибис. Они знали, что где нечистая или отравленная вода, мудрая птица ибис не будет пить. Нет сомнений, что птица ибис отождествлялась с богом Тотом у египтян. Так обращались к богу – Тоту при молитвах и заклинаниях в те времена, о чем свидетельствуют древние писания: «Взываю к Тоту – почтенному ибису!» В погребальных молитвах из древних папирусов нередко встречается такое выражение: «Я есть великий ибис! Мое имя - Тот!»

Бог - Тот отождествлялся у древних египтян с лучшими духовными качествами, глубокими познаниями, великой тайной мироздания. Более того, древние писания свидетельствуют об участии Тота в сотворении мира. В частности, акцент делается на мудрость божественного сердца его. Он представлен как один из мудрых богов, благодаря божественному слову которого, произошло расчленение первичного хаоса. В одной из древних надписей, описывающих картину мироздания, Тот описывается как стоящий справа от четырех разделенных стихий, и держащий папирус, и правой рукой указывающий на эти четыре стихии.

Но, эти писания более поздние и связаны с почитанием Тота, как верховного божества в городе Ермополе. Поэтому нельзя утверждать, что такая концепция сотворения мира «присутствовала» во всем Древнем Египте. Тем не менее, все-таки египтяне называли Тота еще и творцом с помощью слова. И также, его называли творцом слова божьего. Но этот эпитет уже больше упоминался в религиозных писаниях. Отсюда следует участие Тота в создании словесности и письменности. Известны верования египтян в силу слов, и в слово божье. И бог Тот являлся владыкой слова божьего, учителем, составителем магических священных формул. В зависимости от времени и местности, Тот упоминается еще в древних писаниях как владыка неба, земли и великий в преисподней.

Также, Тот часто упоминается, как имеющий отношение к небесным светилам, а конкретно – к Луне. В древних писаниях есть такие слова: «Обтекать небо как Ра, обходить небо как Тот». Нетрудно понять, что речь идет о боге Солнца Ра и боге Луны Тоте. И еще, Тот довольно часто представлен, как управитель западной стороны света. Уместно также упомянуть о связи Тота с Ра и Осирисом. В одном из писаний говорится о словах Осириса, что Тот поверг под его ноги богов. И что слово из уст Тота пришло к Осирису. Часто, Тот предстает возвратившим око Гору, и его помощником в борьбе с врагами, например, с Сетом.

Известно, что судить и разделять циклы богов, было прерогативой Тота, с помощью его умелого владения словом божьим, связью с Луной и также отождествляющимся с птицей ибисом. Во многих древних заклинаниях упоминается магическая сила слова Тота. И еще он упоминается как справедливый судья. И более того, часты упоминания о Тоте в ритуальных текстах, как о защитнике от демонических сил, как о помощнике, сопроводителе и вершителе «судеб» уходящих в мир иной.

Бог Тот является богом знаний и книг, отождествляется с великим знанием мироздания, с победой жизни над смертью, с благодетельным светом Луны во мраке ночи. И лестница от земли до неба называется в древних папирусах «Даром Тота».