Меню Рубрики

Античная философия: Демокрит. Атомизм Демокрита и его основные положения кратко

Основатель - Левкипп. Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. "Ничто" атомистов - есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки (их нечем измерить) - "амер". Пустота и атомы организованы при помощи амеров. "Атом" - неделимый. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом - парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев - все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов. В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние (при помощи петелек и крючочков) и столкновения. Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы - вечны.

Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького - пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца - видно.

Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности - эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие "закон" подразумевало предопределенность. Движение - реновация - исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо - человек. Характерная черта человека - наличие души (у пифагорейцев душа - вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается. Эйдос - атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы (надо иметь в виду, что "эйдос" сейчас имеет разное значение у разных авторов) Эйдосы попадают в человеческий организм, становятся частью организма - так возникает чувство. По мере удаления эйдоса от предмета, он слабеет, далекие предметы кажутся меньше. Гладкие атомы дают приятный вкус и запах, крючковатые - неприятный, т.е. вкус и запах определяются формой атомов.

Эпикур утверждает, что предопределённый мир Демокрита хуже любого ада (точнее, Аида) - оно унылое и безрадостное. Идея Эпикура: атомы при их движении в пустоте могут испытывать случайные отклонения от своего движения - клинамены. За их счет возможно свободное поведение. Атомистика для Эпикура не самоцель, а средство. Эпикур в 3-й эпохе - эпохе упадка античной философии, цели становятся менее глобальными. Он считал, что философия должна сделать человека счастливым - избавить от необоснованного страха перед богами посредством атомизма.

Эпикур развивает этику - науку о поведении человека. Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает, что цель - получение человеком удовольствия (правильней было бы говорить гедонизм).

Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные. И первые - осуждает, т.к. за них всегда следует расплата (переел, перепил и т.д.) Этика Эпикура близка к этике стоиков.

«Люди сотворили себе кумира из случая
как прикрытие для присущего им недомыслия»

Демокрит

Демокрит, решая вопрос о возможности движения, ввёл новое , по сравнению с предшественниками, допущение: не только бытие, но и небытие существует.

При этом он мыслил бытие как атомы, а небытие как пустоту.

«Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей. Атомы огня, например, очень малы и шарообразны: они вечно движутся и, попадая в промежутки между другими атомами, приводят их в движение. Земля, воздух и вода - смесь различных атомов. При увеличении промежутков между однородными! атомами твердая материя становится жидкой, а дальнейшее разрежение превратит её в газ.

Демокрит считал, что в основе познания лежат ощущения. Однако чувства дают нам лишь искажённое, «незаконнорождённое» познание. То, что одному кажется светлым, другому представляется тёмным. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Когда мы видим, обоняем, осязаем или пробуем что-либо на вкус - это атомы, отделяющиеся от поверхности тел, касаются наших органов чувств. Если форма их острая, у нас создаётся впечатление острого вкуса, цвета или запаха, а если атомы круглые, то и ощущения от них мягче. Только проверяя показания чувств выработанным в себе разумом, можно исключить ошибку, получить познание истинное.

Демокрит считал, что нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. В учении его не оставалось места для вмешательства сверхъестественных сил в явления мира. Материя вечна, утверждал он, и её возникновение не нуждается в объяснении: объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

«Малый мирострой» Демокрита был посвящен происхождению и истории человека. Демокрит считал, что жизнь на земле произошла путём самозарождения («мухи, говорил он, заводятся в гнилом мясе, а черви - в иле»). В результате приспособления к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ возник человек, но на нём развитие не должно остановиться. Причиной объединения людей была нужда: другим способом они не могли бы защитить себя от превосходящих их силой диких животных. Эта же необходимость вызвала и появление речи.

Сперва люди обозначали предметы различно, потом, сговорившись, приняли общее название для вещей. Сговаривались люди, жившие по соседству, поэтому и сейчас сохраняются разные языки. Потребности общественной жизни вызвали появление нравственности. Хотя человек и стремится избегать страданий и получать удовольствия, но, умея рассчитывать будущее, он должен иногда жертвовать своими радостями. Быть дурным в конечном счйте невыгодно, разумнее подчинять свои интересы нуждам государства и соблюдать законы».

Ботвинник М.Н., Греческая культура VII-IV веков до н.э. / История древнего мира. Расцвет древних обществ, Книга 2, М., «Наука» 1989 г., с. 266-267.

Если многочисленные легенды говорили о Гераклите как о плачущем философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.

По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.

Совершил путешествие в Египет к жрецам, к халдеям в Персию, был в Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал и днем и ночью, запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.

Лучшим его произведением считается "Большой Мирострой", за которое он получил награду в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов)". Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 331.

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего - неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе на атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Элеаты отрицали существование небытия. "Итак, бытие - антипод пустоты, они дуалисты, раз принимали два начала в мироздании: небытие и бытие". Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 180.

У Демокрита были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Он общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.

Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу является строго причинным, детерминистическим.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню". Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 152.

Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания. "Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение, абстрагирование". Там же. С.154. Утеря "Канона", его логического произведения, не позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно расскажет Аристотель.

Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали развиваться различные искусства. Он высказал версию, что искусство зародилось путем подражания (Мы научились от паука - ткачеству, от ласточки - строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях. "Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают". Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 340.

Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь, посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее благо блаженное состояние духа и мера в удовольствиях". Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985. С. 159.

Его нравственные афоризмы дошли до нас в виде отдельных изречений. Например, "богат тот, кто беден желаниями", "добро не в том чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого" и т.д. Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. Т.1. 1996. С. 339-340.

Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет - все гибнут.

Левкипп и Демокрит гениально положили начало учению о бесконечности миров. Они продолжали развивать догадку Анаксагора о чисто физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе светил и всех явлений, наблюдаемых на небесном своде.

В целом следует отметить, что философия Демокрита - энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей - их множеству, движению и изменению. «Атом» - по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма - Левкипп (сер. V в. до н. э.) - считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) - философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) - результат взаимодействия атомов - не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) - гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание - результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводятся к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами. .....................................

Демокрит, атомизм и биографию которого мы рассмотрим, - известный греческий философ времен античности. Годы его жизни - 460-371 до н. э. Именно он первым понял, что мир не имеет конца и что он является скоплением атомов - мельчайших частиц, из которых состоит и каждая песчинка на нашей планете, и каждая звезда на небе.

Родина Демокрита, личные качества философа

Демокрит родился во Фракии, в древнегреческом городе Абдере. Этот место в Греции считалось не просто глухой провинцией, но даже городом глупцов. Однако нарицательное "абдерит", в переводе означающее "глупец", "простофиля", "простак", стало именем собственным одного из выдающихся умов древности, Демокрита. Из многочисленных легенд и свидетельств мы узнаем, что Абдерит был "смеющимся философом".

Ему казалось несерьезным все, что делалось всерьез. Сохранившиеся рассказы о нем свидетельствуют, что Демокриту была свойственна глубокая житейская мудрость, обширные познания, наблюдательность.

Знакомство с достижениями философов

Дамасипп, его отец, был одним из наиболее богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее образование для своего времени. философа были персидские мудрецы, которые жили в Абдере, когда там пребывал Однако настоящим учителем Демокрита является Левкипп, глава местной философской школы. Именно благодаря ему и познакомился с трудами греческих философов Демокрит. Атомизм его основан на тщательном изучении достижений его предшественников. Исследованием работ греческих философов его образование не ограничилось. Демокрит, атомизм которого будет рассмотрен чуть ниже, хотел познакомиться с достижениями мировой мысли, поэтому отправился в путешествие.

Первое путешествие Демокрита

Через некоторое время умер его отец. Он оставил значительное наследство своему сыну, и Демокрит решил отправиться в путешествие. Философ поехал в Вавилон, а затем и в Египет. Везде он встречался с мыслителями, а также знакомился с вавилонскими магами и египетскими жрецами. Из этого следует, что мировоззрение его было сформировано под влиянием множества культур как древнего, так и нового мира. Демокрит взял от каждой из них какие-то элементы и создал свою философскую систему.

Преподавание, основные сочинения

Возвратившись в Абдеру, он начал преподавать философию, а также создавать собственные сочинения. позже составил каталог трудов Демокрита. В него включены названия более 70 работ. Среди них главное место занимают следующие сочинения: "О логике, или Мерило", "Малый диакосмос", "Великий диакосмос". Просто удивительна широта интересов этого философа. Не было области знаний, которую он оставил бы без внимания.

Философ Демокрит, как известно, пользовался большой славой в своем городе еще при жизни. В благодарность за его заслуги жители Абдеры поставили ему бронзовую статую. Кроме того, рассказывали, что он был одним из самых известных ораторов своего времени. Известно, что Демокрит занимался филологией, создал руководство по красноречию.

Второе путешествие

Через некоторое время он решил совершить еще одно путешествие, на сей раз в Афины. В то время здесь трудились самые знаменитые философы Греции. Диоген рассказывал, что Демокрит встречался с Сократом и Анаксагором. Однако они не разделили его взглядов. Ведь существование богов категорически отрицал Демокрит. Атомизм его совершенно не согласуется с божествами в общепринятом смысле.

"Великий диакосмос"

Возвратившись в родной город, философ создал труд "Великий диакосмос". В этом произведении изложена концепция устройства мира. Демокрит считал, что все предметы состоят из атомов, мельчайших частиц. Пока их было мало, они свободно двигались. Постепенно атомы стали притягиваться друг к другу, как птицы собираются в стаи - журавли с журавлями, голуби с голубями. Так появилась Земля.

Атомизм Демокрита: основные положения

Два вида свойств явлений различал Демокрит. Одни - "вещи в себе" - образ, величина, твердость, движение, масса. Другие свойства явлений связаны с различными органами чувств человека - запах, звук, яркость, цвет. Согласно философу, движениями атомов можно объяснить все, что происходит в нашем мире. На этом утверждении строится атомизм Демокрита. Кратко расскажем об основных идеях философа, которые следуют из этой мысли.

Демокрит считал, что атомы находятся в постоянном движении, постоянно то разъединяющем, то соединяющем их. Процесс разъединений и соединений приводит к исчезновению и появлению отдельных предметов. В результате их взаимодействия получается все разнообразие существующего. Неподвижная земля - центр вселенной. По форме она является плоским цилиндром, который окружен воздухом. В этом воздухе движутся различные небесные тела. Философ считал эти тела массами вещества, которые находятся в раскаленном состоянии и увлечены в высоту быстрым круговым движением. Они состоят из вещества, подобного земному. Атомами огня проникнуты все части вселенной. Они гладкие, круглые и очень мелкие. Эти атомы выполняют важную роль - оживляют вселенную. В человеке их особенно много.

Конечно, мы охарактеризовали атомизм Демокрита кратко. Говорить о нем можно долго, но нам нужно рассказать и об остальных достижениях этого философа.

Человек в трудах Демокрита

Следует отметить, что именно человек является главным предметом исследований древнегреческого философа. Он доказывал, что устройство нашего организма очень целесообразно. Вместилищем мышления является мозг, вместилищем страстей - сердце. Однако тело, по мнению Демокрита, лишь Философ считал самой важной обязанностью каждого человека заботу о своем душевном развитии.

Демокрит утверждал, что изменчивый мир явлений - призрачный мир. Изучение его явлений не может привести людей к истинному знанию. Демокрит, признавая призрачным чувственный мир, считал, подобно Гераклиту, что человек должен сохранять душевное спокойствие, какими бы ни были обстоятельства. Тот, кто может отличать существенное от случайного, подлинное от призрачного, счастья ищет не в чувственных наслаждениях, а прежде всего в том, чтобы дать правильный ход своей душевной жизни.

По Демокриту, целью нашего существования является счастье. Однако оно заключается не в наслаждениях и внешних благах, а в неизменном спокойствии души, в довольстве. Это достигается чистотой дел и мыслей, воздержанностью, умственным образованием. Согласно Демокриту, счастье каждого из нас зависит от того, как он себя ведет. Боги дают нам лишь хорошее, только собственным безрассудством человек превращает его в дурное. Применение к делам частной и общественной жизни этих мыслей составляет основу нравственной философии Демокрита.

Божественные силы в учении Демокрита

Естественно, что богам не было места в мире, каким этот мыслитель представлял его себе. Атомизм Деомкрита отвергает возможность их существования. Философ полагал, что люди сами придумали их, что они являются воплощениями человеческих свойств и явлений природы. Зевса, например, Демокрит отождествлял с Солнцем, а Афина, как считал он, - олицетворение разума.

Согласно его учению, божественные силы - это силы человеческого разума и природы. А божества, созданные религией, или призраки, олицетворившие представления людей о силах природы, или духи ("демоны"), - смертные существа.

Математические работы

Этот философ, как свидетельствуют античные источники, написал немало и математических работ. К сожалению, только несколько фрагментов дошло до нашего времени. В них содержатся формулы объема ряда фигур, например, пирамиды и конуса, выведенные им.

Социальные проблемы, рассматриваемые Демокритом

Много задумывался и о социальных проблемах Демокрит. И философия атомизма, кратко изложенная выше, и другие его идеи впоследствии были восприняты многими мыслителями. Например, самой лучшей формой устройства государства, согласно этому философу, является государство-полис. Демокрит видел цель жизни человека в достижении эвтюмии - особого состояния, при котором люди не испытывают страстей и не боятся ничего.

Разносторонние интересы Демокрита

Последовательностью выводов, проницательностью ума, обширностью знаний Демокрит превосходил практически всех философов, как прежних, так и его современников. Весьма разносторонней была его деятельность. Он создал трактаты по естествознанию, математике, эстетике, естественным наукам, техническим искусствам, грамматике.

Влияние на других мыслителей

Демокрит и философия атомизма в частности сильно повлияли на развитие естествознания. Об этом влиянии у нас есть лишь смутные сведения, поскольку многие его труды погибли. Однако можно считать, что как натуралист Демокрит был величайшим из предшественников Аристотеля. Последний очень многим был ему обязан и говорил о его работах с глубоким уважением.

Как мы уже сказали, многие сочинения мыслителя были утрачены впоследствии, нам известно о них только по сочинениям других философов, разделявших или оспаривавших его взгляды. Известно, что античный атомизм Демокрита и воззрения этого философа сильно повлияли на Тита Лукреция Кара. Кроме того, Лейбниц и Галилео Галилей, которые считаются основоположниками новой концепции земного устройства, опирались на его труды. Более того, создатель атомной физики Нильс Бор однажды заметил, что устройство атома, предложенное им, целиком следует из работ античного философа. Теория атомизма Демокрита, таким образом, намного пережила ее создателя.