Меню Рубрики

Одигитриевский собор: исторический очерк, описание, расписание служб. Одигитриевский кафедральный собор История собора в начале прошлого столетия

Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая года епископом Иркутским Михаилом .

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

9 июня года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя , под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев . При соборе открылись воскресная школа для детей, с года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусвет ный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой . С востока к нему примыкает пятигранный алтарь , с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

  • Иоанн (упом. 1741 - 1755)
  • Максим Федоров (1760-е - 1780-е) прот.
  • Иоанн Загоскин (1780-е) прот.
  • Лаврентий Мордовский (8 февраля 1793 - 28 октября 1800)
  • Афанасий Кузнецов (упом. 1816) прот.
  • Иоанн Кириллов (упом. 1822 - 1823)
  • 1824 - протоиерейское место свободно

  • Иоанн Евтюгин (30 августа 1825 - 1834) прот.
  • Харалампий Попов (? - 17 июня 1867) прот.
  • Михаил Касаткин (28 мая 1868 - ?) прот.
  • Амфилохий Кузнецов (1877 - ?) прот.
  • Стефан Попов (1890-е - 1900-е) прот.
  • Сергий Старков (? - 17 сентября 1906)
  • Иоанн Корелин (1908 - 3/4 февраля 1914) прот.
  • Гавриил Асташевский (3/4 февраля 1914 - ?) прот.
  • Афанасий Стуков (ноябрь 1916 - ?) прот.
  • 1929 - 1992 - закрыт

  • Олег Матвеев (1 марта 2000 - ?) прот.
  • Евгений Старцев (июль 2003 - упом. 27 сентября 2004) свящ.
  • Михаил Елагин (с 6 февраля 2006) прот.

Святыни

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII -начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября года в течении двенадцати суток мироточил

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ , 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы , Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ , Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии , 1994, 16 июля.

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни :

Одигитриевский собор в Улан-Удэ (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Практически в каждом старинном российском городе одной из главных архитектурных доминант считается большой православный храм, определенным образом связанный с его историей. Улан-Удэ - не исключение, хотя столица Бурятии в своем архитектурно-историческом облике отражает и присутствие других религиозных культур, в первую очередь буддизма. В этом смысле город является примером религиозной толерантности. Однако Одигитриевский храм, памятник архитектуры сибирского барокко и просто удивительно красивое здание, стоит особняком даже среди всех религиозных сооружений города.

Храм находится в центре города, на берегу реки Уды при ее впадении в Селенгу. В отличие от многих подобных культурно-исторических объектов европейской части России, таких как каменные соборы Новгорода Великого, Пскова, городов Золотого кольца, история Одигитриевской церкви насчитывает чуть больше 200 лет. Это во многом объясняется тем, что территории восточной Сибири стали постепенно входить в состав русского государства только в 17 веке. Храм считается одним из первых каменных зданий города. Уникальность собора состоит еще и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Абзац истории

Строился храм на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов. Верхнеудинск (современный Улан-Удэ) был крупнейшим ярмарочным центром в Забайкалье, поэтому местное купечество и выделяло деньги на строительство собора и жертвовало на его содержание. Позднее имена жертвователей стали записывать в специальную книгу. Строительство началось в 1741 г. и продолжалось 44 года. Как многие сибирские храмы, он строился в два этапа. Первыми настоятелями были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров. При соборе была большая библиотека, самая старая книга из которой датировалась 1700 г. - это был текст церковного устава, отпечатанный в Москве.

Уже в начале 20 столетия, в годы Первой мировой войны, приход храма оказывал помощь раненым и занимался другой благотворительной деятельностью. Собор в то время владел 4364 квадратными саженями подворья в Верхнеудинске и 50 десятинами пашин и угодий в его пригородах, в приходе числилось более 3 тысяч человек. В 30-е годы прошлого века его закрыли. В 1960 он получил статус памятника архитектуры, здесь даже проводились реставрационные работы, ну а верующим храм вернутся с начала 90-х годов.

Что посмотреть

Общая композиция собора решена так называемым «кораблем», с расположением частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все части слиты воедино, образуя плотный монолит. В архитектуре фасадов и декоративных деталях отмечается сильное воздействие барочных форм. Обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры 17 века и подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с европейского русского Севера.

Название собора происходит от Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, что значит «путеводительница», во имя которой и освящен один из приделов храма.

Адрес: Улан-Удэ, ул. Ленина, 2.

Свято-Одигитриевский собор
Свято-Одигитриевский кафедральный собор – одно из первых каменных зданий Улан – Удэ. Он расположен в самом центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.
Начатое в 1741 году, строительство собора длилось более чем 40 лет. В 1770 году святитель Софроний, епископ Иркутский, освятил нижний, теплый придел во имя Богоявления Господня. Верхний придел, летний, во имя иконы Божией Матери Одигитрии был освящен в 1785 году.
Поскольку части собора оседали неравномерно, в 1818 году в его фундаменте и своде появились трещины. Их стало еще больше после землетрясений 1862 и 1885 годов.
В двадцатых годах XX века храм оказался в руках обновленцев, которые устроили здесь свою «кафедру». Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 года собор был закрыт по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма».
В 1930 году сняли колокола. Первое время в соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года – антирелигиозный, а потом и краеведческий музей. Впоследствии, до 1999 года, в храме находились фонды музея истории Бурятии.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход, а 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня установлены шесть колоколов. В праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, 23 июля 1999 года на колокольне собора был установлен крест.
Начиная с 1997 года, 10 августа в день иконы Божией Матери Смоленская (Одигитрия), по центральной части города проходит крестный ход.
В день памяти святителя Амвросия Медиоланского, 20 декабря 1999 года, Русской Православной Церкви был передан нижний придел, а 30 мая 2000-го – верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ Одигитриевского собора, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.
В нижнем храме проводятся богослужения (первая литургия совершена 26 марта 2000 года), работают библиотека, воскресная школа. С 2009 года является собором, в котором совершает богослужения архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский

Местонахождение

г. Улан-Удэ, ул. Ленина 4

Описание

Композиция Одигитриевского собора является простым, двухэтажным вариантом типа, когда на продольную ось последовательно нанизаны лестница, колокольня, трапезная, храм и апсида. Их объемы, разные по величине и архитектурной значимости создают единый организм с габаритами в плане 47,70×13,20 м.

Высотные части Одигитриевского собора отчетливо и заметно контрастируют между собой, как говорят архитекторы, находятся в некотором динамическом напряжении.

Объёмно-пространственная композиция Богородицкого (Одигитриевского) собора является вариантом широко распространенной схемы, восходящей к культовому зодчеству Северо-Восточной Руси конца XVII в. Она характерна органическим объединением церкви и колокольни. В дальнейшем так строились все каменные церкви Забайкалья до середины XIX в.

Простая внутренняя структура отчетливо проявляется во внешнем облике здания. Невысокий нижний этаж предназначался для «теплой» зимней церкви, верхний – для летней (неотапливаемой).

Вход в верхний храм осуществлялся по крутой монументальной лестнице, расположенной по оси здания, через второй этаж колокольни, а в нижний – через первый этаж колокольни с северной и южной ее сторон.

В каждом случае помещения колокольни выполняли функции сеней. Такое построение препятствовало проникновению холодного воздуха внутрь помещения для молящихся, поэтому этот прием получил широкое распространение в Сибири.

Основу композиционно-пространственной структуры составляет взаимодействие высотных объемов колокольни и церкви, соединенных более низким и широким объемом – трапезной. Хотя колокольня и выше церкви, их объемы примерно уравновешиваются по массе и силуэту.

Мощному устремлению шпиля колокольни ввысь противопоставляется более спокойный и изящный взлет ярусного завершения церкви. Трапезная при этом играет роль инертной вставки, объединяющей своей массой и сдерживающей динамику высотных объемов.

Шлемовидный купол переходил в широкое основание для приплюснутой луковицы барочного очертания и заканчивался очень узким шпилем с луковичкой и крестом. После перестройки над низким шлемовидным куполом на узком небольшом основании вырос стройный шпиль, имеющий лишь слегка выраженное расширение в нижней части, напоминающее луковку. Шпиль заканчивался небольшим шаром с крестом. Таким образом, различия в характере венчающих частей церкви и колокольни были сознательно усилены.

Архитектурное оформление окон ведет свою родословную от искусства резьбы по дереву, мотивы которого перенесены на кирпичные детали фасадов. В архитектуре Одигитриевского собора несомненны проявляются элементы художественного направления, утвердившегося в архитектуре Северо-Восточной Руси с конца XVII в. и связанного с воздействием церковной культуры Украины и Белоруссии.

К традициям узорчатой архитектуры XVII в. прибавляются новые элементы: наивные волюты, упрощенно трактованные ордерные элементы. Отчетливое влияние барочных форм просматривается в трактовке частей, венчающих здание. Завершение колокольни (особенно после перестройки в 1870-х гг.) повторяет формы церковной и гражданской архитектуры барокко петровского времени.

Точки показа

Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Верхнеудинский кафедральный Одигитриевский собор начал строиться в 1741 г., а закончилось строительство в 1785 г. Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии – «Путеводительницы».

Устройство фундаментов Одигитриевского собора не отличается основательностью. Инженерно-геологические условия площадки строительства неблагоприятные: мелкозернистые, насыщенные грунтовыми водами пески в качестве основания и наличие сейсмической опасности.

Неравномерные осадки отдельных частей собора еще в 1818 г. вызвали появление трещин в стенах и сводах. Во время землетрясений 1862 и 1885 гг. образовались новые трещины, лопнули железные стяжки сводов. Учитывая повышенную сейсмическую опасность территории города, и сегодня нельзя отмахнуться от сомнений в устойчивости конструкций собора.

Одигитриевский собор является оригинальным памятником культовой архитектуры Сибири XVIII в. По гармонической уравновешенности частей, изысканности силуэта, пластической выразительности фасадов и деталей он является выдающимся сооружением.

Собор был важнейшим элементом градостроительной композиции Верхнеудинска. Его положение приняли за исходную точку при определении сетки улиц па проектах планировки XVIII и XIX вв. Он замыкал своим силуэтом главную – Большую улицу Верхнеудинска (ныне ул. Ленина). До сих пор Одигитриевскцй собор сохраняет свое значение архитектурной доминанты для главной улицы и нижней исторической части Улан-Удэ.

Храм воздвигнут вместо деревянной кладбищенской Богородской церкви. Церковь была деревянная одноэтажная и стояла южнее существующего собора. Место, где она находилась, было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху (не сохранился).

Одигитриевский собор был заложен в 1741 г. Строительство затянулось более чем на 40 лет, и только в 1785 г. состоялось освящение храма иконы Божией матери Одигитрии на втором этаже здания. «Теплая» церковь во имя богоявления Господня на нижнем этаже была освящена ранее, в 1770 г. Собор является первым каменным сооружением Верхнеудинска. Сооружение собора было обусловлено заметным увеличением населения города благодаря развитию торгового обмена. В то же время после многолетнего перерыва, вызванного в каменном строительстве Сибири отправкой всех мастеровых на форсированную застройку Санкт-Петербурга, в середине XVIII в. от Тобольска до Восточной Сибири начинается подъем каменного зодчества, в первую очередь церковного.

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г. После ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров, затем с 1934 г. – антирелигиозный музей, еще позже – Краеведческий музей, который начал приспосабливать его для своих нужд. Здание было взято под охрану государства. В 1959–1961 гг. здесь производились реставрационные работы. До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

31 марта 1992 г. при соборе был зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. 1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви.

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора были установлены 6 колоколов.

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением. 30 октября 1999 г. замироточила икона Божией Матери «Одигитрия».

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия. В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.

Портфель экскурсовода

Бурлаков , Public Domain Вид на Одигитриевский собор с восточной стороны Архив , Public Domain Архив , Public Domain

Источники

  1. Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1999.
  2. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 21-25.
  3. Гурьянов В.К. По Большой, Большой-Николаевской: из истории улиц Верхнеудинска. – Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 1998. – 160 с.
  4. Л.Г. Орлов. Верхнеудинская спасская церковь 1696—1930. Исторические сюжеты. — Иркутск, 2012. — 216 с.: ил.
  5. Храмы Бурятии. Фотоальбом. Издательство БНЦ СО РАН: Улан-Удэ, 2014 г.
  6. http://uud.cerkov.ru/o-xrame/

Сохранность объекта

Охрана памятника

Принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. за №1327.

Дата составления карточки экскурсионного объекта; фамилия составителя

30.11.2014, Тюкавкина Анастасия Юрьевна, Протопопова Ирина Витальевна

Фотогалерея







Полезная информация

Одигитриевский кафедральный собор, собор Иконы Божией Матери Одигитрии

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 8:00-20:00
  • Службы с 8:00 до 10:00, с 16:00 до 18:00

ШПАРГАЛКА

Даты постройки: начало в 1741 г., окончание строительства в 1785 г., 44 года работ

Габариты постройки: 47,70×13,20 м в плане

Назван в честь Святой Девы Марии Одигитрии (греч.)– «Путеводительницы».

Освящена: нижний "теплый" предел во имя богоявления Господня в 1770 г., верхний "холодный" предел во имя иконы Божией матери Одигитрии в 1785 г.

Пострадал от землетрясений 1818 г., 1862 и 1885 гг., появились трещины.

Собор был закрыт постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР от 6 сентября 1929 г.

С 1929 г. после ликвидации прихода в соборе находились курсы стройкадров.

С 1934 г. – антирелигиозный музей , еще позже – Краеведческий музей .

В 1959–1961 гг. здание было взято под охрану государства, проводятся реставрационные работы.

До 1999 г. в помещении Одигитриевского собора располагались фонды Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова.

1 августа 1995 г. вышел указ Президента Республики Бурятия Л.В. Потапова №180 о поэтапной передаче собора под управление Русской Православной Церкви.

23 мая 1996 г. во время празднования Вознесения Господня на колокольне собора установлены 6 колоколов.

С 1997 г. в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» («Путеводительница»), проводится крестный ход от Свято-Троицкого храма к Одигитиевскому собору с последующим богослужением.

20 декабря 1999 г. приходу официально был передан нижний придел во имя Богоявления Господня. Здесь 26 марта 2000 г., впервые за 70 лет после закрытия, была совершена Божественная литургия.

В сентябре 2004 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил верхний придел главного собора Бурятии.
Уникальность: первое каменное сооружение города. Подобных церквей всего три: в Иркутске - церковь Спаса, в село Посольское Кабанского района - Спасо-Преображенский собор.

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил.

О русских церквях

М. Алексеев о русских церквях: "Как белая птица, ее златые главы должны рождать восторг и трепет у проходящего и взглянувшего на нее - слезу восхищения, и чтобы сами собой слетали с губ горячие лова: "Это действительно храм Божий!"

Икона Одигитрия

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость. Это была самая богатая по убранству церковь в городе, поскольку купцы щедро жертвовали и много содействовали в приобретении церковной утвари.

Об храмовой иконе Одигитрия

Анатолий Жалсараев об Иконе Божией Матери Одигитрии: "Таких икон с образом Божией Матери Одигитрии Смоленской при соборе в 1929 году (при конфискации) было несколько. Если посмотрите мою книгу о храмах (с. 238) только серебряных позолоченных риз было конфисковано две. Так как освящение Одигитриевского придела было 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом, то скорее всего он с собой и привез с Иркутска такую икону, а уж впоследствии разные именитые люди могли дарить или завещать такую икону собору. Где-то у меня есть опись конфискованных икон из собора и я точно помню, по крайней мере, таких икон было 7 или 8."

Антирелигиозный музей

Поскольку в здании собора в 1930-е годы был организован антирелигиозный музей, и в нем хранились разные культовые предметы, иконы, хоругви, распятия, скульптуры Будды, танка, собранные с церквей и дацанов всей Бурятии. Большой буддийской реликвией был Сандаловый Будда (Зандан Жуу). Для все еще верующих это имело огромное значение. Случалось очевидцам рано утром, пока на улице никого нет, увидеть возле храма украдкой простирающегося буддиста или молящегося православного...

В годы ВОВ в Июне 1942. В Антирелигиозном музее БМАССР развёрнута выставка «Великая Отечественная война» (Культурное строительство…, с. 223).

Колокол и самая старая книга

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

Приход храма

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства для нужд фронта.

В 1914 г. в приходе числилось 1833 жителя мужского и 1815 женского пола.

Одигитриевский собор, который находится в городе Улан-Удэ - это удивительный памятник русского барокко, которому недавно исполнилось 246 лет. На сегодняшний день он сохранил свой первозданный вид, несмотря на то, что расположен в достаточно опасной сейсмической зоне.

Строительство

В 1700 году чуть поодаль от места, где сегодня находится Одигитриевский собор, была построена небольшая одноэтажная Богородице-Владимирская церковь (такие были обычно у кладбищ) и отдельная от здания колокольня. Она не сохранилась до наших дней, и о ее существовании напоминают 2 памятных креста.

Строительные работы по возведению Одигитриевского собора, который должен был стать первым каменным зданием в Бурятии, начались в 1741 году и длились около 44 лет. Финансировали это дело местные и приезжие купцы. В 1770 году, когда сооружение было достроено, епископы Нерчинский, Сафроний и Иркутский освятили нижний придел церкви в честь Богоявления Господня. Попозже, в 1785 году, епископом Михаилом был освящен и верхний. Храм получил свое название в честь иконы Божией Матери Одигитрии, которая является покровительницей путешественников и честных купцов, и оно было выбрано не случайно.

Дело в том, что Свято Одигитриевский собор (г. Улан-Удэ) был выгодно расположен, а именно на путях между европейской частью Российской империи и дорогой на Китай. Таким образом, в XVIII веке там образовалась самая крупная ярмарка Забайкалья, поэтому на строительство, ремонт и прочие нужды деньги щедро выделялись купцами, стремящимися получить Божье благоволение для своих коммерческих предприятий. Желающих было так много, что с середины XIX столетия имена жертвователей на храм стали записывать в Клировую ведомость.

Дальнейшая история

Начиная с 1818 года, Одигитриевский собор стал постепенно разрушаться, так как в связи с частыми землетрясениями начали образовываться значительные трещины. Позже, в 1862 и 1885 годах, вновь произошли сильные толчки, ухудшившие ситуацию, поэтому храму постоянно требовался ремонт, который более-менее регулярно осуществляли на деньги благотворителей.

Во второй половине XIX столетия при соборе открываются благотворительные организации. Самой старой книгой в библиотеке храма был сборник молитв 1700 года, который напечатали в Москве. В те же времена у церкви был колокол весом чуть более 105 пудов. Храм имел множество мастерски выполненных резных и позолоченных иконостасов. К концу XIX века в соборе стали проходить занятия церковно-приходской школы.

История собора в начале прошлого столетия

В начале XX века во владении собора было 4364 квадратных саженя в Верхнеудинске и еще более 50 десятин в пригороде. В то время к приходу относились 1833 мужчины и 1816 женщин. Когда началась Первая мировая война, прихожане Одигитриевского собора заботились о раненых.

С приходом советской власти жизнь верующих круто изменилась. В 1929 году Одигитриевский собор (Улан-Удэ) перестал существовать в том виде, в котором был прежде. Здание было конфисковано и переоборудовано под складские помещения, а колокола и кресты были сняты. А в 1930 году последнего настоятеля храма Гавриила Макушева, который был епископом Прибайкальским, коммунисты расстреляли.

Спустя 7 лет Свято Одигитриевский собор (Улан-Удэ) превратили в Антирелигиозный музей. Целью создания экспозиции было высмеивание и дискредитация православия на волне пропаганды атеизма.

В послевоенные годы

После Победы в ВОВ здание было передано Краеведческому музею Бурятии, а в 1960-м ему был присвоен статус объекта исторического наследия. Такая ситуация продолжалась вплоть до начала 90-х, когда было принято решение передать Свято-Одигитриевский собор верующим. Это долгожданное событие произошло в 1992 году, когда храм вновь стал принадлежать РЦП.

В 2001 г. был произведен капитальный ремонт помещений, а на колокольню подняты новые колокола, среди которых особого упоминания заслуживает 100-пудовый «Цесаревич». Большую работу проделали и мастера иконописи под руководством Максима Красикова.

Описание

В целом общая композиция церкви выполнена в архитектурном стиле барокко. Составные части выстроены с запада на восток. Комплекс состоит из:

  • храма;
  • трапезной;
  • колокольни.

Все части слиты в одну сплошную составляющую, таким образом, получается плотный монолит. По центру здания находится бесстолпный массив четверика, который перекрывается сводом, высоким куполом и световым фонариком из двух ярусов. С западной стороны расположена колокольня, которая выполнена по типу восьмерик на четверике. Каждая из деталей имеет полукруглую форму, органично сочетаясь с соседней. Над парой квадратных ярусов находится восьмерик, и каждая из его граней имеет арочные вырезы. Это придает колокольне более красивый и выраженный внешний вид, ну и на самом верху находится луковицеобразный купол с крестом.

В выполнении фасадов очень хорошо просматривается сильное влияние барочных приемов, но при этом видно, что храм обладает и чертами классического русского архитектурного стиля, какой был у деревянной церкви, построенной на его месте в 1700 году.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрии

Рассказывая о главном соборе Улан-Удэ, нельзя не сказать несколько слов о святыне, давшей ему свое название. Считается, что Смоленская икона Божией Матери Одигитрии была написана святым Лукой. В Россию она попала предположительно в 1046 году, когда византийский император благословил свою дочь Анну на то, чтобы она стала женой князю Всеволоду Ярославовичу. С тех пор икона стала носить характер родовой святыни высших сословий и символизировать близость между Русью и Византией. Позже святой образ еще не раз путешествовал из города в город. Под конец его перевезли из Чернигова в Смоленск и там установили в нововозведенном храме. После оккупации города нацистами икона так и не была найдена.

Адрес

Свято-Одигитриевский собор находится по адресу: г. Улан-Удэ, улица Ленина, 2. Благодаря расположению храма в центре города, он имеет прекрасную транспортную доступность. Правда, до самого собора доехать вам не удастся, так как улица Ленина является пешеходной.

Одигитриевский собор Улан-Удэ: расписание служб

Храм принимает своих прихожан ежедневно. начинается в 8 утра, а вечернее богослужение - в 4 часа вечера. В воскресные дни и двунадесятые праздники служба проходит в 07:00 и в 09:30.

В свечной лавке проводится обряд таинства Крещения с 10 утра до 10:30. Огласительные беседы проводятся со среды по пятницу в 6 часов вечера. Иконная лавка обслуживает каждый день с 07:00 до 20:00. Также можно уточнить интересующие данные по телефону: +7-301-222-08-31.

Теперь вы знаете, чем интересен главный храм Улан-Удэ, и наверняка захотите его посетить, если окажетесь в