Меню Рубрики

Русский синодальный перевод. Большая христианская библиотека Евангелие от луки гл 11

11:2-4 Приводимый Лукою текст молитвы несколько отличается от того, который содержится в Мф. 6,9-13. Это естественно, поскольку, во-первых, Иисус предлагает ученикам лишь образец, руководство к молитве ("когда молитесь, говорите так..."), а не некий канонический, должный оставаться неизменным текст; во-вторых, у Матфея Он учит молитве в проповеди, а у Луки - в ответ на конкретный вопрос одного из учеников.

11:2 Отче. Этим словом передано арамейское "авва", слово, которым обращались к своим отцам палестинские дети.

да святится имя Твое. Букв.: "пусть будет освящено имя Твое".

да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью "Молитва".

11:4 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15; Мк. 11,25.26.

не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1 Кор. 10,13).

11:13 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны.

11:15 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22.

11:16 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14).

11:20 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19, это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: "Духом Божиим", что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки.

то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия.

11:21-22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти "князя мира сего".

11:24 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41.

11:25 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра.

11:29 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры.

11:30 как Иона... так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти.

11:31 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена.

11:32 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы (Иона 3,6-10).

11:34 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение - "если око твое будет чисто".

11:38 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

11:39 внешность... очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Фарисеи тщательно следили за тем, чтобы не осквернить свое тело контактами с ритуально нечистыми предметами и людьми, зачастую забывая при этом о чистоте внутренней, духовной. Скрупулезное соблюдение предписаний относительно ритуальной чистоты отнюдь не предохраняет душу от осквернения злом и грехом.

11:41 Подавайте... из того, что у вас есть. Букв.: "...из того, что у вас внутри".

11:42 горе вам. См. ком. к 6,24.

даете десятину. Первоначально приношение десятины являлось изъявлением любви и благодарности Богу. Ко временам Иисуса десятина многими воспринималась формально.

11:43 любите председания в синагогах. Сидеть в синагоге лицом к собравшемуся там народу было очень почетно; такие места отводились особо видным членам общины.

11:44 как гробы скрытые. Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19,16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.

11:45 из законников. Законники, т.е. люди, сведущие в законе, были одновременно сведущи и в вопросах веры, поскольку закон был дан Израилю Самим Богом.

11:46 налагаете на людей бремена неудобоносимые. С самыми благими намерениями законники дополняли богоданные постановления все новыми и новыми предписаниями и обращали закон в тяжкое бремя для израильского народа.

11:49 премудрость Божия сказала. Следующие далее слова не являются цитатой из ВЗ или какого-либо другого известного текста: Иисус Сам является Премудростью.

11:51 от крови Авеля. Авель был первым человеком, принявшим смерть от руки ближнего (Быт. 4,8).

до крови Захарии. Захария - последний из пророков, об убийстве которого говорится в ВЗ (2 Пар. 24,21.22). См. ком. к Мф. 23,35.

11:52 взяли ключ разумения. Присвоили себе право толковать и изъяснять Закон Божий и Слово Божие.

берегитесь закваски фарисейской. В Писании "закваска" часто символизирует зло и грех.

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Притча об ожидающем слуге

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Притча о верном и неверном рабах
Мф.24,45-51

41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? 43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. 44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. 47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Христос предупреждает о цене ученичества

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! 50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! 51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; 52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: 53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Христос обличает в неумении распознавать время

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? 58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. 59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

11:1- 4 Образец молитвы христианина к Богу:
1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Молитва Иисуса отличалась от молитвы книжников и фарисеев, иначе ученики не стали бы просить его научить их молиться, ведь книжники и фарисеи молились публично при всём народе и во всеуслышание, их молитвы при желании можно было бы давно выучить наизусть.
Однако учеников Христа, судя по всему, молитвы фарисеев не привлекали.

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
П
о содержимому и характеру молитвы - и сегодня, думаем, можно отличить христианина: христианин ждёт освящения имени Бога Иеговы, прихода Его Царства и исполнения воли Его на земле, просит прощения за грехи и защиты от искушений, благодарит Бога за всё необходимое, подаренное для жизни.
Фарисей же всё больше разглагольствует о своих заслугах пред Богом и просит Его обратить на это внимание.

Заметим ещё одну интересную деталь: согласно Библии, Отец Иисуса Христа не сразу всех назовёт Своими зрелыми сыновьями и меньшими братьями первенца Христа (Мтф. 25:33,40): кто-то достигнет зрелости сыновей Божьих - ещё в этом веке (Римл.8:15), а кому-то надлежит возрастать до этого духовного возраста ещё целую тысячу лет при помощи меньших братьев Христа (Евр. 11:39,40;Откр. 21:4,7)

Однако считать Отца Иисуса - и своим Отцом небесным, возрождающим к вечной жизни - могут абсолютно все христиане независимо от того, смогут они в этом веке достичь духовного совершенства Христа или нет.
Не сказал Иисус молиться своему будущему Отцу, но сказал молиться своему Отцу - в настоящем времени: как взрослые сыновья, так и ничего не смыслящие младенцы - все равно дороги Отцу.

3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Бог не создаёт искушений для нас, но оставляет за ними право на существование. Просьба «не введи нас в искушение» означает просьбу о помощи для того, чтобы не согрешить и выстоять в моменты искушений.

См. также разбор Мтф. 6:9-15

11:5-8 Притча о неотступности прошений показана для примера неотступности молитвы к Богу:
5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

Иисус наглядно показывает, что ожидать мгновенной реакции и помощи от Бога в ответ на молитвенные просьбы к Нему - нет оснований. Понятно, не потому, что Бог занят, Ему некогда или Ему не хочется напрягаться, отвечая на просьбы сразу же - пример не это показывает.
Притчей Иисус показывает важность настойчивости в молитве к Богу: настойчивость и неотступность показывают Богу, что они христиане очень сильно нуждаются в помощи, что они не шутят.
Если бы друг попросил хлеб один раз и на этом остановился, успокоив себя тем, что «ну не получилось» - его просьба не была бы удовлетворена

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
Только для того, чтобы друг отстал от него и дал покой - друг просителя даст необходимое при настойчивой просьбе и неотступности.
Такой же подход должен быть и в молитве к Богу:

11:9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
Здесь показан принцип
прикладывания немалых усилий для того, чтобы добиться положительного результата в каком –либо действии: в молитве или в делах, неважно. Без усилий результат ожиданий может быть нулевой.

Однако христиане должны понимать, что не всякую просьбу Бог пожелает выполнить: в притче друг просил о хлебе, о том, что насыщает и приносит пользу. Подразумевается, что по пустякам проситель не стал бы беспокоить друга ночью и будить его, только очень важная потребность побудила его обеспокоить друга.
Христиане должны научиться различать, что из просимого принесёт им пользу, а что нет, ибо Бог не станет помогать в бесполезном.

11:10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Как возможно обрести помощь от Бога? Например, просим о помощи в том, чтобы научиться излагать доступным языком благую весть и не иметь страха пред людьми. Молимся о помощи и ОДНОВРЕМЕННО действуем в этом сами - в соответствии со своей просьбой к Богу о помощи в этом: идём в проповедь и пытаемся говорить. Не один раз, и не два. Настойчиво и неотступно. И однажды настанет день, когда мы ощутим, что добились своего: перестали бояться говорить с людьми.

То же - в борьбе с плохими привычками: просим помочь оставить их и ОДНОВРЕМЕННО - прикладываем усилия, чтобы подавлять желание согрешить и не согрешать. Не раз и не два. Неотступно и настойчиво. И однажды настанет день, когда само по себе желание плохой привычки отпадёт: об этом позаботится Бог, видя наши настойчивые усилия покончить со злом.

Бог много дал человеку ещё при сотворении, нам остаётся только приложить усилие, и воспользоваться тем, что Он дал.
Не получим положительный результат только в трёх случаях: если не по воле Его просим (не для пользы Его интересов); если сомневаемся, что получим и если не трудимся сами над тем, чтобы получить.

11:11-13 Притча о том же, только с другой стороны: Бог в ответ на просьбы христиан не станет давать им то, что не принесёт им пользы:
Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Что самое важное в жизни христианина? Наличие Божьего духа в нём, поэтому более всего христианин должен направлять свои просьбы к Богу о том, чтобы Он дал ему вместить святой дух, понять Божье мироощущение, Его чувствования и Его образ мыслей:
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Заметим, Иисус сравнил необходимость в получении святого духа для христианина - с необходимостью хлеба и рыбы для голодных. То есть, христианину должно быть естественно и свойственно просить у Отца прежде всего – святой дух, помогающий видеть жизнь глазами Бога и понимать её соответственно также.
Всё остальное его не сильно заботит.

11:14,15 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
Чудо исцеления иудеи почему-то поспешили приписать силе действия дьявола: будучи настроенными против Иисуса и относясь к нему с подозрением, они не могли без предвзятости воспринять доброе дело.

Женевская:
Веельзевул - имя языческого божества (4 Цар. 1,2), которое израильтяне по созвучию воспринимали как "господин навоза", "господин мух" и применяли к предводителю сонма бесов.

11:16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
А кто-то так и не понял, что чудо исцеления - как раз знамение с неба и есть

11:17,18 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, [разделившийся] сам в себе, падет;
Иисус показал абсурдность предположения об изгнании бесов силою повелителя бесов: если в его бесовской империи дело дошло до того, что бес беса гоняет, то плохо дело, не устоит империя дьявола:
18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

11:19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Иисус приводит второй аргумент абсурдности такого предположения: ведь их сыновья точно так же, как и он, тоже исцеляли больных, как они сами считали. Если Иисусу выдвинули такое обвинение, то и их сыновьям можно было предъявить точно такое же обвинение, с чем они, естественно, не согласились бы. Значит, и Иисуса обвинять в сговоре с дьяволом - нет никаких оснований.

11:20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иисус показывает, что если его нельзя обвинить в бесовщине, то остаётся только один вывод: исцеление проведено благодаря действию Божьей силы (перст Бога обозначает, что действие Бога ч ерез Иисуса - внешне проявилось исцелением больного)

11:21,22 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Здесь Иисус показал, что дьявол – хотя и силён, но приходит сильнейший - Иисус - и отбирает оружие дьявола, на которое тот надеялся: бесы бессильны против силы Божией.

11:23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Для того, чтобы не быть с Христом, не обязательно непременно разрушать построенное Богом. Но достаточно ничего не делать для того, чтобы Божье - строилось.
Многие говорят: «да разве я против Христа? Живу себе мирно, зла никому не делаю». И искренне так и считают, что этого достаточно для того, чтобы быть с Христом.
Но у самого Христа другое мнение на этот счёт: кто не собирает с ним людей для Бога, кто не сеет с ним слово Бога, тот - ПРОТИВНИК ему.

11:24-26 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

Н
едостаточно изгнать демонов (просто перестать творить зло). Необходимо начать после этого творить добро. Если перестать делать злое, но не наполнить свою жизнь делами Божьими, то вскоре в пустой дом может вернуться зло с увеличенной силой.
Рано или поздно, но нам всё равно придётся сделать выбор, стать холодными или горячими, или этот выбор будет сделан за нас.

11:27,28 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
Ж енщина чисто по-женски и по-матерински представила, как, должно быть, счастлива мать Иисуса, родившая ТАКОГО сына. Восхваление Марии продолжилось и после её смерти: много икон и молитв посвящено деве Марии, и многие ищут чудодейственной силы и покровительства от неё или от лика других людей, возведённых в ранг святых, пытаясь получить благо благодаря их праведности. И того не разумеют, что благо по слову самого же Христа –можно и нужно получить благодаря собственному стремлению к праведности и вере в искупление им:

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Ничья праведность не поможет нам, если мы сами не станем стремиться к праведности. Сколько бы мы не пели дифирамбов и не восхваляли тех, кто получил у Бога доброе имя, это не поможет нам спастись. А вот соблюдение слова Божьего - поможет.

11:29,30 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения
Лукавость рода, не желающего верить тому, что Христос - посланник Бога, проявлялась в бесконечном требовании чудес - и это при том, что Иисус их совершал в большом количестве. То есть, не чудеса нужны были этому роду на самом деле, а поиск повода, при помощи которого возможно было бы «опустить» авторитет Иисуса

и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; как для Ниневии знамением было исчезновение Ионы на три дня, а затем возвращение его из небытия, так и для рода сего знамением должно было стать возвращение Иисуса из небытия - воскресение его на третий день после смерти (исчезновения):
ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Царица Савская, приехавшая издалека (территория современного Йемена) - проделала такой огромный путь ради того, чтобы услышать Соломона, Божьего избранника в Израиле. А в Иудее большего «Соломона» - Иисуса Христа, рядом живущего и никуда ездить не надо - не воспринимали серьёзно и не желали интересоваться мудростью его.
Естественно, её интерес к мудрости Божьей - не останется незамеченным у Бога, а за отсутствие интереса к Иисусу Христу - Иудеи пострадают

11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Жестокая языческая Ассирия - и та восприняла слово Божьего пророка, а называющие себя Божьими праведниками - пренебрегали и словом Божьим и большим, нежели Иона, пророком Божьим

11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Иисус - свет, источник просвещения знаниями от Бога. Абсолютно бессмысленно было бы Иисусу «зажигать свечу» (просвещать христианина) для того, чтобы спрятать ее под кроватью: там она не осветит путь никому и не принесет никакой пользы.

Поэтому все, кто зажёгся от Христа и взял от него Духа просвещения, показывающего путь спасения, - и сами должны светить СОБОЮ: своим поведением, образом жизни, мыслей и правильными знаниями от Бога.

11:34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Глаз - это своего рода «окно», через которое в человека проникает духовный свет. От состояния окна зависит, светло ли в комнате или темно. Если окно чистое и не разбитое, вся комната освещена хорошо и возможно сделать её чистой, увидев грязь.
Если окно грязное или намёрзшее - комната будет освещена плохо, сделать чистой такую комнату – сложнее.

Свет или тьма взгляда человека зависит от того, насколько его понятие о добре (о светлом) и зле (о тёмном) - согласуется со взглядом Бога.

11:35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Ч
еловек имеющий в себе свет – не может не светить: христианин должен быть заметен окружающим добрыми делами, в Боге соделанными, и чистыми помышлениями.
Но Иисус предупредил, что не всякий источник света – человек, считающий, что представляет на земле Божий свет - на самом деле излучает свет Божий. Всё зависит от «глаза», от источника правильного или неправильного вИдения положения вещей. Если у глаза вИдение правильное – Божье или Христово, то и свет от человека (его дела, поступки, образ мыслей, знания) будет исходить Божий. Если нет, то и «свет» может насамом деле оказаться тьмой.

11:36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
То же относится и к чистоте тела христиан, не имеющего «пятен» греха на себе : если есть тёмное пятно в христианине, то светильник Бога не имеет возможности в полной мере светить через затемнённое тело христианина, так как тёмные пятна имеют свойство поглощать свет, и такой христианин поневоле будет светить искажённым светом.

Если подытожить информацию Христа по возможности христианину светить в мире Божьим светом, то получится примерно такая формула:
правильное восприятие положения вещей + праведный образ жизни = возможность светить светом Бога.

Обличение фарисеев и законников:
11:37
Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

Христос не пренебрегал возможностью общаться ни с кем из тех, кто изъявлял желание с ним поговорить. Даже заведомо зная, кто перед ним и каков будет конец разговора - он просто делал своё дело, сея слово Божье повсюду, не взирая на лица и конечный результат, ибо знал, что любой результат, даже отрицательный - это тоже результат по разделению человечества на принимающих слово Бога и отвергающих его.

И сегодня, сея слово Божье в мире, не стоит проявлять лицеприятие, разделяя людей по своему усмотрению на тех, кто достоин нашего внимания, а кто - нет: по замыслу Бога весь мир должен услышать слово Его (Мтф.24:14).

11:38,39 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом.
Странно фарисею было узнать об Иисусе такую деталь: он, оказывается, не соблюдал церемониальный ритуал мытья рук, установленный толкователями заповеди «будьте святы» (чисты). Смысл ритуала фарисеи свели к следующему,
Женевская
:
речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

Если бы Иисус согласился умыть руки церемониальным образом по "преданиям старцев", то, тем самым, он утвердил бы эти предания, а все ревнители "преданий человеческих" получили бы повод в будущем требовать их исполнения иот других христиан на основании всего лишь того, что это делал сам Господь.
Некоторые конфессии и сейчас в качестве аргумента для соблюдения преданий своих "старцев" используют стих Матф 23:3:
итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.

Однако, тем, что Иисус не только не стал мыть руки, но и объяснил своё отношение
к человеческим обременительным заповедям, он чётко показал, что его совет "все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; " относится НЕ к соблюдению любых заповедей человеческих, а к соблюдению Моисеева закона, который на тот момент ещё не был отменён.

Итак, Иисус Христос не помыл руки перед едой, как того ожидал от него фарисей. С учениками - понятно, рыбаки и люди некнижные, что с них взять. Но тот, кто говорил о себе, что он сын Бога - по мнению фарисея должен был бы непременно мыть руки перед едой, ведь повеление «будьте святы» - это повеление его Отца, стало быть, не умывающий рук своих - не может быть сыном того, кто дал заповедь о чистоте.

Почему Иисус не умывал рук? Нарушал ли он этим заповедь Отца своего о соблюдении чистоты? Нет, потому, что, во-первых, заповедь о чистоте и святости - прежде всего к внутренней сущности человека относится: человек должен быть внутренне праведным для того, чтобы отражать сущность Божьих детей. А во-вторых, ритуал этот с соблюдением строгой последовательности омовения каждой части запястья - не Богом был установлен, а людьми, толкователями Его закона на свой взгляд.

Не умыв рук, Иисус не умыл их не потому, что не был чистоплотным, но для того, чтобы обратить внимание фарисея на сей факт и получить прекрасную возможность разъяснить, в чём же фарисей неправильно понимает эту заповедь Бога о святости:

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
То есть, фарисей должен был бы понять, что содержать в чистоте внутреннюю сущность - для Божьего служителя гораздо важнее, нежели чрезмерного беспокойства о чистоте внешности.

11:40,41 Далее Иисус разъясняет, в чём именно такой подход к пониманию заповеди Бога о святости - неразумен:
Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
То есть, если мыть руки и всё тело своё, и всю посуду и весь дом свой до стерильности, но при этом - не быть добрым, милосердным и сострадательным к людям, оскверняя свои внутренности злом - то нет в такой внешней чистоплотности никакой пользы для человека.

11:42 Далее Иисус ещё глубже вскрывает проблему фарисеев: все фарисеи по внутренней своей сущности (не по вероисповеданию) воспринимают поклонение Богу - как всего лишь соблюдение внешней стороны пунктов Его закона (буквы), которые заметны со стороны и помогают выглядеть праведниками. Однако они пренебрегают внутренней стороной Божьих требований (Его духом), в несоблюдении которых трудно уличить со стороны:
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией:
Ведь кто может знать сердце фарисея? Кто может знать о том, что его суд - несправедливый? Или о том, что исполнительный и щепетильный по доставлению пряностей фарисей - презирает бедных соверующих, к примеру? Никто. Поэтому в глазах людей фарисеям удавалось приобретать репутацию праведников, и этого им было достаточно. А какая там у них внутренняя сущность - об этом они не беспокоились, и обновлять свою личность, превращая её в любящую - они даже и не планировали, ибо не понимали, что именно это - самое важное в поклонении Бога.

сие надлежало делать, и того не оставлять. Однако, говоря о преимуществе чистоты внутренней, Иисус не хотел сказать, что внутренне чистый может и не исполнять заповеди Бога по приношению в храм пряностей. Он показал лишь, что Божий человек - прежде позаботится о чистоте внутренней, а чистота внутренняя - побудит исполнять закон Бога во всём вообще, даже в мелочах.

11:43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Желание иметь авторитет в глазах людей - полностью поглотило фарисеев, их жизнь свелась исключительно к приобретению народного права занимать почётные места в присутственных местах. Но почему в этом - тоже горе для фарисеев? Потому, что если идти по пути приобретения человеческого признания и достигать почёта у людей, то путь к Богу будет утерян: слишком разные направления пути- у приобретения славы Божьей и у приобретения славы человеческой. И если человек решил идти исключительно «в люди», то к Богу он не придёт, и весь их вид показного благочестия - им не поможет спастись.

11:44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Маскирующееся под Божьих праведников фарисейство - явление опасное для людей, так как их истинная сущность скрыта от большинства под маской праведника, в них сложно увидеть противников Бога, как сложно увидеть могилы под ногами и не наступить на них, чтобы не оскверниться.
Женевская:
Прикосновение к месту погребения, согласно закону Моисея, оскверняло человека (Чис. 19:16), поэтому могилы у евреев всегда были четко отмечены. Незаметная, "скрытая" могила таила в себе угрозу нечаянного осквернения. Таким образом, Иисус открыто говорит фарисеям, что они сами - источник осквернения.

Поэтому и идущие за фарисеями и подражающие им, думая, что идут к Богу - могут так же не прийти к Богу в итоге, как и они сами, осквернившись от них, даже не зная об этом.

11:45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. К сожалению, этот законник не увидел в словах Иисуса ни шанса стать учеником Христа, ни пользы для себя лично с возможностью исправиться, став другим человеком с учётом замечаний Христа.
Он не советы Христа увидел и не шанс спастись, а личное оскорбление: то, что он воспринял обличение Христа и на себя - говорило о том, что и он был таким же, как хозяин дома - фарисей, к которому обращался Иисус.

Почему он воспринял слова Христа именно так? Потому, что не понимал, о чём Христос говорил: восприятие внешней стороны закона Бога мешало ему понять духовную сущность слов Христа; для него сравнение с гробами и упоминание о лицемерии прозвучали просто как оскорбления, ведь он считал себя праведником и не считал, что добиваться славы человеческой, мыть только руки, «не умывая» при этом сердце - этого плохо.

11:46 Возмутившийся был законником, и Иисус переключился на обличение и этих «праведников» в народе Бога, ничуть не больше приблизившихся к Богу в своём виртуозном понимании закона, чем щепетильные фарисеи:
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Эта категория Божьих служителей, отвечающая за толкование и применение законов в народе Бога, нарастила на законы Бога - ещё и свои требования, обложив народ Бога предписаниями излишними и трудными для выполнения, из-за чего народ считал, что никогда не сможет стать праведным (как, например, расписали длительный ритуал по омовению рук вместо того, чтобы остановиться просто на мытье рук).
Сами же законники часто не исполняли того, что требовали от людей, находя лазейки для себя в своих же требованиях.

11:47,48 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
Если законники с фарисеями, желая возвыситься в глазах народа и строя гробницы пророкам, говорили о том, что, дескать, «пророков убили отцы наши, а мы пророков любим и ценим, как видите» - то этим они признавали, что являются сыновьями именно тех отцов, которые убивают Божьих пророков.
Если бы они на самом деле их любили и ценили, то они не смогли бы назвать убийц Божьих пророков - своими отцами.

11:49 Потому и премудрость Божия сказала: Имеется ввиду, что Бог чрез Христа рассказывает истинную картину вещей в отношения принятия Божьих пророков, посылаемых к начальствующим в народе Бога с целью обратить его от злых путей:
пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
Иисус предсказывает, что те «праведники, кто так старательно возводит гробницы убитым пророкам, посланным к их отцам - по примеру отцов своих убьют и Божьих посланников, посланных к ним (2Прлпмн.36:14-16)

11:50,51 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Бог через Христа предсказывает также, что «праведному» роду сему, во все времена появлявшемуся в Божьем народе и убивающему Божьих пророков, посланных к ним для вразумления - не сойдёт с рук ни одна капля крови, пролитая святыми по вине рода сего (он же - род лукавый и прелюбодейный, всё время ищущий знамений сверх уже представленных. Он же - род, который не пройдёт в народе Божьем и перед тем, как Иисус придёт во второй раз –Мтф.23:34-36)

11:52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Законники и книжники "взяли ключ разумения" - звучит почти что как "взяли на себя руководство" Божьим народом.
То есть, они взяли на себя ответственность разъяснять слово Бога - Его народу. Но не оправдали этой ответственности потому, что и сами не поняли суть Божьего закона.
Вот и выходило, что они не только сами не вошли в число одобренных Богом, но и желающим войти в одобрение Бога - помешали своим неправильным разъяснением Божьих требований. Почему? Потому, что, идя неверным путём к Богу сами, они уклонили от пути к Богу и тех, кто доверчиво пошёл за ними.

Сегодня всем христианам не помешает держать в голове этот пример неудачного руководства Божьим народом древности и помнить о том, что берущие сами на себя руководство – сильно отличаются от тех, кому Бог даёт умение руководить и поручает Божий народ (Моисей, например, Христос, Апостолы). Следует сверять руководство тех, кто сам на себя берёт ответственность руководить народом Бога - с руководством тех, кому Бог лично доверил эту ответственность. Как это возможно?

Все, кому Бог лично дал эту ответственность - записали требования Бога к Своему народу, и сегодня о них можно узнать через исследование Писания. Проверяя по Библии учения и требования тех, кто сегодня сам берёт на себя ответственность руководить Божьим народом - можно сравнить, насколько они согласуются со словом Бога и всё,
что с ним не согласуется - не принимать для себя в качестве руководства к действию. Только так возможно не уклониться от пути к Богу: всегда проверять по Библейским указателям путь, по которому нас ведут к Богу взявшие на себя эту ответственность.

11:53, 54 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
Книжники и фарисеи забрасывали Иисуса Христа множеством вопросов, но, увы, не для того, чтобы обогатиться его знаниями, а исключительно для того, чтобы найти повод избавиться от него:

54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Книжники и фарисеи, относящиеся к руководителям в народе Бога 1 века, имели власть над Иисусом весь период его проповеди и запросто могли его исключить из синагоги или убить. Оставалось только найти - ЗА ЧТО.
И они искали.

Надо сказать, что их стремление к славе человеческой помогли Иисусу Христу продержаться с проповедью ровно столько, сколько ему было нужно для исполнения своей миссии: несмотря на цинизм и корысть - внешние приличия подобия справедливости фарисеи и книжники всё же стремились соблюсти, без повода им не хотелось обвинять Иисуса, чтобы из-за этого не испортить свою репутацию праведников.

Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите:

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя

и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный подавай нам

на каждый день;

И прости нам грехи наши,

ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

и не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

По обычаю того времени раввин учил своих учеников простой молитве, которую они могли читать по надобности. Иоанн это уже сделал для своих учеников и вот ученики Иисуса пришли к Нему с просьбой обучить и их. Здесь приведена версия Луки молитвы «Отче наш». Она короче версии Матфея, но из нее мы можем узнать все, что нужно знать о том, как молиться и о чем молиться.

1. Она начинается с того, что Бог называется Отцом. Это было характерным обращением христиан к Богу (ср. Гал. 4, 6; Рим. 8, 15; 1 Пет. 1, 17). Уже первое слово молитвы уведомляет нас о том, что мы обращаемся не к кому-то, а к Отцу, с удовольствием удовлетворяющему нужды своих детей.

2. На еврейском языке это имя значит больше, чем обычное имя, которым окликают человека. Имя означает весь характер человека, в его реальном проявлении. В Пс. 9, 11 сказано: «Будут уповать на Тебя знающие имя Твое». Это значит много больше, чем то, что имя Богу Иегова. Это значит, что все, знающие характер, разум и сердце Бога, с радостью доверятся Ему.

3. Особенно отметим порядок молитвы «Отче наш». Прежде чем испрашивать что-нибудь для себя следует провозгласить славу Богу, и выразить свое благоговение перед Ним. Лишь после того, как дано Богу подобающее Ему место, другие запросы уместны.

4. Эта молитва охватывает всю жизнь:

а) Ее нужды в настоящем. Она указывает молить Бога о хлебе насущном, на нынешний день. Это восходит к повелению Бога о манне небесной в пустыне (Исх. 16, 11-21). Нам нет нужды заботиться о неизвестном будущем, лишь о настоящем дне.

«Не устрашит меня далекий путь, Лишь Ты со мной пребудь».

б) Ее прошлый грех. Когда мы молимся, мы можем молить Бога лишь о прощении, ибо и лучший из нас всего лишь грешник, приближающийся в присутствие беспорочного Бога.

в) Ее суд в будущем. Под искушением следует понимать любое испытание. Сюда входит не только совращение к греху, но любая ситуация, являющаяся вызовом и одновременно испытанием зрелости и верности человека. Мы не в силах избежать этих испытаний, но, когда мы с Богом, мы можем выдержать эти испытания.

Кто-то заметил, что «Отче наш» имеет два важных значения в молитве человека. Если мы начинаем молитву с нее, она пробуждает в нас разные священные стремления, которые и ведут нас в верную преданность. Если же мы читаем ее в конце нашей молитвы, то в ней мы подводим итог всему, о чем мы должны молиться в присутствии Бога.

Луки 11,5-13 Просите, и дано будет вам

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба;

Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»;

А тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе».

Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий, получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

Путешественники часто были в дороге поздним вечером, что давало им возможность избегать жару полуденного солнца. Иисус рассказывает, как раз такой поздний путник прибыл около полуночи к своему другу. Гостеприимство являлось на востоке священным долгом каждого; недостаточно было тут же просто удовлетворить его насущные потребности; для гостя все должно было быть в изобилии. В деревне хлеб пекли дома. Пекли ровно столько, чтобы хватило на один день, ибо хлеб быстро черствел и на другой день навряд ли кто-нибудь захотел бы есть его.

Столь позднее прибытие путника ставило хозяина дома в затруднительное положение, потому что его ларь был пуст и он не мог должным образом выполнить священные требования гостеприимства. Хоть было уже очень поздно, он пошел к другу, чтобы занять хлеба. Но дверь дома его была заперта. На востоке человек стучит в запертую дверь лишь в случае крайней нужды. Утром дверь открывалась, и оставалась открытой весь день, потому что у жителей было мало чего таить, но если дверь была заперта, то было ясно, что хозяин дома не хочет, чтобы его беспокоили. Но человека, к которому прибыл гость, не остановила запертая дверь. Он стучал, и продолжал стучать.

Дом бедного жителя Палестины представлял собой одну комнату с одним маленьким окошком. Пол был глинобитным и покрыт сухим камышом и тростником. Комната делилась на две части, но не перегородкой, а небольшим возвышением. Две третьих комнаты находились на уровне земли, остальная треть — немного выше. На этой возвышенной части всю ночь тлел очаг, вокруг которого спала вся семья не на возвышенных топчанах, а на матах. Семьи были большие и все спали улегшись тесно друг около друга, чтобы всем было тепло. Если вставал один, он неизбежно будил всю семью. Кроме того, в деревне обычно заводили на ночь в дом животных: кур, петухов и коз.

Разве удивительно, что человек, который был уже в постели, не захотел вставать? А проситель продолжал с дерзкой настойчивостью. Именно таково значение употребленного в тексте греческого слова — стучать, пока наконец, хозяин дома, поняв, что теперь все равно разбужена вся семья, не встал и не дал ему, что ему было нужно.

«Этот рассказ поведает вам о молитве», — сказал Иисус. Мораль этой притчи не в том, чтобы упрямо молиться; нет, мы не должны стучать в дверь Бога до тех пор, пока, наконец, Он уставший от просьб, даст нам желаемое, или пока Он не будет вынужден ответить нам против Своего желания.

Слово притча в своем буквальном смысле означает положить рядом с чем-либо, то есть провести сравнение с чем-либо. Если мы положим одну вещь рядом с другой, для того чтобы преподать кому-то урок, основываясь на том, что два предмета похожи друг на друга, имеют что-то общее между собой, либо же, напротив, противоположны друг другу. Иисус, собственно, говорит следующее: «Если бесстыдная настойчивость человека может принудить своего упрямого и не желающего что-нибудь делать друга дать ему все необходимое, то тем более Отец небесный удовлетворит потребности Своих детей!» «Если вы, — сказал Он, — будучи злы, умеете удовлетворить потребности своих детей, то тем более удовлетворит вас Бог?»

Но это не избавляет нас от страстной молитвы. Ведь, в конце концов, мы можем подтвердить действительность и искренность наших желаний лишь старанием и настойчивостью нашей мольбы. Однако не значит, что мы должны вырвать нужные нам дары из рук Бога; мы просто обращаемся к Тому, Кто лучше нас самих знает наши нужды, и который, обладая великодушным сердцем, обильно дарит нас всем необходимым. Если нам не было дано то, о чем мы молим Бога, то это не потому, что Ему жалко Своего дара, а потому, что Он намерен дать нам что-то лучшее. Нет и не было молитвы, оставшейся без ответа. Ответ, который мы получим, может быть, не тот, который мы ожидали или желали; но даже если Бог и отвечает отказом на молитву, то Его отказ, продиктован любовью и мудростью.

Луки 11,14-23 Злобный клеветник

Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить, и народ удивился.

Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет.

Если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов.

И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

Когда сильный с оружием охраняет дом свой, тогда в безопасности его имение;

Когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Когда враги Иисуса уже не могли прямо возражать Ему, они прибегали к клевете. Они заявили, что Его власть изгонять бесов основана на Его союзе с князем бесовским. Они объясняли Его власть не помощью Бога, а помощью дьявола. Иисус дал им двойной и убедительный ответ.

Во-первых, он нанес им ловкий удар. В те дни в Палестине было много заклинателей и колдунов. Иосиф Флавий прослеживает эту деятельность вплоть до царя Соломона. В числе других способностей мудрого Соломона было знание трав и лечебных растений, и он изобрел магические формулы, позволявшие полностью изгонять бесов так, что они более не возвращались; и Иосиф Флавий утверждает, что он сам видел, как методы Соломона успешно применялись даже в его дни (Иосиф Флавий Иудейские древности 8: 5, 2). И Иисус наносит клеветникам удачный удар. «Если, — говорит Он, Я получил способность изгонять бесов, потому что нахожусь в союзе с князем бесовским, то что же вы скажете о других, ваших близких, которые тоже изгоняют бесов? Осуждая Меня, вы осуждаете только самих себя».

Во-вторых, он приводит неопровержимый аргумент. Царство, в котором идет гражданская война, не может уцелеть. Если же князь бесовский стал бы направлять свою мощь для изгнания своих же приверженцев, то его царству скоро пришел бы конец. Победить же сильного человека может только еще более сильный человек. «Поэтому, — говорит Иисус, — если Я изгоню бесов, то это не только доказывает, что Я нахожусь в сговоре с князем бесовским, но, напротив, что оплот бесовский сломлен, сильный человек зла побежден, и грядет Царствие Божие».

Из этого отрывка вытекают определенные непреходящие истины.

1. Человек по природе своей готов прибегнуть к клевете, если его обыденные аргументы исчерпаны и не принесли желаемого результата. Видный английский государственный деятель прошлого века Уильям Глэдстоун проявлял большой интерес к проблеме морального исправления падших женщин улиц Лондона. Но его политические противники злорадно твердили, что его интерес вызван совсем иными и низкими причинами. Клевета — самое жестокое и бесчеловечное средство, потому что она часто оставляет на человеке пятно; ведь человек по природе своей склонный унижать, а не возвышать другого. Не думайте, будто мы не грешны этим. Ведь как часто мы готовы поверить самому худшему о человеке? Как часто мы умышленно приписываем низкие побуждения человеку, который нам чем-то не нравится? Как часто мы сами повторяем клеветнические и мерзкие истории и разрушаем за чашкой чая репутацию человека? Подумав об этом, у нас не останется места для самодовольства, а возникнет потребность в самоанализе.

2. Еще раз напомним себе, что Иисус в качестве доказательства приближения Царствия Божия, подчеркивал, что страждущие исцелялись и больные выздоравливали. Цель Иисуса заключалась не только в спасении душ; Его цель — полное исцеление и спасение.

3. Лука завершает этот отрывок высказыванием Иисуса: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». В христианстве нет места нейтральности. Кто сторонится, чуждается добра, тот автоматически содействует злу. Человек либо пробивает дорогу, либо стоит кому-то поперек дороги.

Луки 11,24-28 Опасность пустой души

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел.

И пришед находит его выметенным и убранным;

Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

А Он сказал: блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его.

Вот мрачный и страшный рассказ о том, как из одного человека был изгнан бес. Этот бес бродил в поисках покоя, но не нашел его. И вот он решил вернуться вновь к человеку. Он нашел душу его чистой — выметенной и убранной, но пустой. Тогда он собрал семь других бесов, которые были сильнее его, и вместе вновь они овладели человеком, судьба которого стала еще хуже, чем была прежде.

1. В этой притче заключена фундаментальная истина: душа человеческая не должна оставаться пустою. Недостаточно просто изгнать из нее злые мысли, дурные привычки и прежний образ жизни, но оставить душу пустою. Пустая душа всегда подвергается опасности. Адам Уэльч часто проповедовал на тему: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом (Еф. 5, 18). Он ее начинал словами: «Человек должен быть наполнен чем-нибудь». Недостаточно просто изгнать зло, его место должно занять добро.

2. Из этого следует, что никакая религия не может основываться лишь на запретах. Давайте возьмем совершенно ясный пример: до сих пор еще не разрешена проблема соблюдения воскресения. Слишком часто говорят с возмущением о том, что люди делают в воскресенье, а потом приводят перечень запретных в воскресенье дел. Но ведь человек, к которому обращены все эти тирады, может спросить: «Ну, а что я могу делать?» И если мы не ответим на этот вопрос, то лучше было бы, если бы мы ему вообще ничего не говорили, ибо, приведя незавершенный список того, чего нельзя делать, мы обрекаем его на безделье, а дьявол именно этого и ждет, чтобы занять своим делом праздного человека. Религии всегда угрожает опасность вылиться в серию запретов и табу. Чистить необходимо, но, искоренив зло, нужно взрастить добро.

3. Лучший способ уклониться от зла — делать добро. Самый красивый сад, который я видел, был настолько заполнен цветами, что в нем не было места для сорняков; цветы нужно сажать на всяком свободном месте, недостаточно только вырвать сорняки. Это, как нигде, актуально в духовной жизни человека. Нас ведь часто беспокоят дурные мысли. Если мы ограничимся лишь тем, что скажем: «Нет, не буду думать об этом», то мы, тем не менее, станем все больше концентрироваться на этой мысли. Выход из этого — подумать о чем-то другом, вытеснить дурную мысль благородной мыслью. Нельзя стать благочестивым, не делая того или сего; человек становится таким, когда он наполняет жизнь благочинными мыслями и делами.

В стихах 27 и 28 Иисус говорит строго, но правдиво. Женщина, кричавшая из толпы, была в душевном возбуждении. А Иисус вернул ее к действительности. Состояние душевного порыва — прекрасная вещь; но самое прекрасное — будничная ежедневная жизнь в повиновении Господу. Никакие прекрасные чувства не могут заменить благопристойных деяний.

Луки 11,29-32 Ответственность за привилегии

Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

Ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

Царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

Иудеи требовали от Иисуса, чтобы Он сотворил нечто поразительное и доказал тем самым, что Он Помазанник Божий. Несколько позднее Его, в 45 г. в Палестине появился некий Февда, объявивший себя Мессией. Он уговорил людей пойти с ним к Иордану, обещав им разделить воды реки и сделать для них сухой проход на другой берег. Само собой разумеется, что воды не разделились, а римляне легко расправились с поднятым мятежом; но именно такого рода знамения жаждали иудеи, считая, что именно таким образом Иисус может доказать им свою достоверность. Иудеи не видели, что величайшим знамением, которое мог послать Бог, был сам Иисус.

Точно так же, как когда-то Иона был знамением Божиим для Ниневитян, так был теперь Иисус знамением Бога для иудеев, но они не узнали Его. В бытность царя Соломона царица Савская узнала о мудрости его и приехала издалека, чтобы поучиться у него; когда Иона проповедовал, народ Ниневии узнал в его голосе глас Божий и все покаялись. В Судный День народы эти восстанут и осудят иудеев эпохи Иисуса, потому что жившие в это время иудеи имели такие возможности и привилегии, которых они никогда не имели и больше иметь не будут, но они отказались принять их. Осуждение иудеев будет тем более строгим, ибо их привилегии были большими.

Привилегии и ответственность всегда тесно связаны между собой. Давайте подумаем о двух наших величайших привилегиях, и о том, как мы ими пользуемся.

1. Каждому из нас доступна Библия, Слово Божие. А так было не всегда и это не пришло само собой. Было время, когда проповедование самой Библии на родных языках каралось смертью. Когда Уиклиф писал в 1350 году одному ученому, обращаясь к нему с просьбой проповедовать простому народу Евангелие на их родном языке, он получил такой ответ: «Я хорошо знаю, что по закону Христову я должен исполнить твою просьбу, но, тем не менее, мы ныне столь далеко ушли от закона Христова, что, если я удовлетворю твою просьбу, я погибну; а ведь ты хорошо сказал, что человеку надлежит прожить как можно дольше». Позже Фокс сообщал, что в те времена люди просиживали ночи и читали и слушали Слово Божие на английском языке. «Давали очень большие деньги за книгу, отдавали воз сена за несколько глав из св. Иакова или св. Павла, написанные на английском языке». Тиндал впервые дал Англии напечатанную Библию. Он сделал это, хотя сам, по его словам «страдал от бедности, изгнания, горького отсутствия друзей, голода, жажды и холода, больших опасностей и многочисленных крупных и горячих столкновений». В 1536 он погиб как мученик. Когда незадолго до его смерти власти сожгли отпечатанную на английском языке Библию, он сказал: «Они сделали именно то, что я ожидал от них, я не удивлюсь даже если они сожгут также и меня».

Нет более ценной книги, чем Библия. В наши дни возможна серьезная опасность, что люди дадут ей циничное определение — классической книги, т. е. книги, о которой все слыхали, но которую никто не читает. Нам дана привилегия иметь Библию, и эта привилегия обязывает нас, ибо мы ответственны за наши привилегии.

2. Мы можем служить Богу так, как мы считаем нужным. И это тоже привилегия, которая стоит человеческих жизней. Трагедия же в том, что много людей употребляли эту привилегию для того, чтобы вообще не служить Богу. И это право обязывает нас, ибо за него нам придется отвечать.

Если человек христианин, и у него есть книга Христа и церковь Христова, то он является наследником привилегий Божиих; а если он пренебрегает ими, или отказывается от них, то он, как и иудеи эпохи Иисуса, подлежит осуждению.

Луки 11,33-36 Черствое сердце

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Смысл этого отрывка понять нелегко, но, возможно, он имеет следующее значение. Свет тела зависит от глаза; если глаз здоров, человек воспринимает достаточно света, если же глаз нездоров, свет обращается для него в тьму. Точно так же свет жизни зависит от сердца", если у человека нравственно здоровое сердце, то вся его жизнь излучает свет; если же сердце его порочно, вся жизнь ввергнута во мрак. Иисус настоятельно советует нам следить за тем, чтобы наш внутренний свет всегда сиял.

Но почему угасает или тускнеет наш внутренний светильник? Что же может произойти с нашим сердцем?

1. Наши сердца могут очерстветь. Иногда, когда нашим рукам приходится делать что-то непривычное, мы испытываем раздражение кожи и руки начинают болеть: но, если мы довольно часто повторяем это, кожа грубеет, и тогда мы можем делать без всяких затруднений то, что когда-то причиняло нам боль. То же происходит и с нашими сердцами. Когда мы впервые совершаем дурной поступок, мы делаем его с дрожью и со страхом, иногда даже с болью, эти чувства становятся все слабее, и в конце концов, мы совершаем их без угрызения совести. Грех имеет ужасную власть — он очерствляет сердца и души. Первый шаг всякого человека ко греху всегда сопровождается криком предостережения в его сердце, но если он грешит довольно часто, приходит время, когда и грех его больше не волнует, и сердце его не стучит. То, что когда-то внушало человеку страх, и что он делал крайне неохотно, становится привычным. Нам остается пенять только на себя, если мы позволяем себе докатиться до такого состояния.

2. Наши сердца тупеют. Человек трагически легко привыкает ко злу. Бывает вначале у нас при виде страданий мира даже болит сердце, но затем мы постепенно привыкаем к ним, принимаем их как должное и перестаем волноваться из-за них.

Большинство людей чувствует и переживает в юности гораздо интенсивнее, чем в зрелом возрасте. Это верно и по отношению к распятию Иисуса Христа.

Флоренс Баркли рассказывал как ее маленькой девочкой впервые взяли в церковь. Была Страстная пятница, читали историю распятия, и читали прекрасно. Она слышала об отречении Петра и о предательстве Иуды; она слышала о перекрестном допросе Понтия Пилата; она видела терновый венец Его, удары солдат; она слышала решение о распятии Иисуса и потом она услышала ужасные заключительные слова: «и они распяли Его». Казалось, это не тронуло никого в церкви, но вдруг девочка уткнула свое лицо в платье матери, расплакалась навзрыд и в замолкшей церкви зазвенел ее голос: «Почему они сделали это? Почему они сделали это?»

Именно так должны бы и мы воспринимать рассказ о распятии, но мы слышали его столько раз, что воспринимаем его теперь без всяких эмоций. Да избавит нас Бог от сердца, потерявшего способность чувствовать агонию распятия, на которое Он пошел ради нас.

3. Сердца наши могут активно взбунтоваться. Вполне возможно, что некоторые люди знают истинный путь, но умышленно выбирают путь неправедный. Человек может чувствовать руку Господа на своем плече, но оттолкнуть ее. Человек с открытыми глазами может выбрать свой путь в далекую страну, в то время как Бог призывает его прийти домой. Да избавит нас Бог от черствого сердца.

Луки 11,37-44 Почитание мелочей и пренебрежение к существенному

Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда все будет у вас чисто.

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом. Иисус ответил на это, что если бы фарисеи так же тщательно следили за чистотой своих сердец, как за чистотой своих рук, то они были бы лучшими людьми.

Ортодоксальный иудей тщательно платил следующие повинности:

а) Первые плоды земли. Первые плоды следующих шести растений — пшеницы, ячменя, виноградной лозы, смоковницы, гранатового дерева, маслины, а также первый собранный мед приносили как жертву в храм.

б) Теруму. В то время как первые плоды земли приносились в жертву Богу, терума предназначалась для священников для их содержания. Она тоже приносилась от первого плода каждого растения, объем же ее составлял 1/50 всего урожая.

в) Десятину. Десятину платили непосредственно левитам, которые, в свою очередь, отдавали десятую часть полученного священникам. В эту десятину входила десятая часть всего, «что может быть употреблено в пищу и взращивается или растет на земле». Щепетильность фарисеев видна уже из того, что даже в законе было сказано, что от руты не нужно платить десятину. Независимо от чувств и склонности сердца, независимо от того, сколь пренебрегали они законами справедливости и любви, фарисеи никогда не забывали уплатить десятину.

Привилегированные места в синагоге находились спереди и были обращены лицом к молящимся. Самыми почетными местами для прихожан были первые ряды, и по мере удаления в глубину зала уменьшалась их почетность. Преимущество мест зависело от того, сколько могли видеть их!

Чем большее уважение оказывали люди фарисеям в своих приветствиях на улицах, тем большее наслаждение испытывали они.

Смысл стиха 44 понятен, если принять следующее во внимание: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечем, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Чис. 19, 16). Быть нечистым значило быть отстраненным от всех богослужений. А ведь человек может коснуться могилы даже не заметив ее. Но это не имело никакого значения: одно прикосновение делало человека нечистым. Иисус сказал, что фарисеи подобны таким же незаметным могилам. Хотя люди того и не знали, само общение с фарисеями приносило им лишь вред. Совершенно не сознавая того, человек, вступавший с ними в контакт, приобщался ко злу. Люди могли вовсе и не подозревать зла, но оно распространялось, ибо они явно были заражены ошибочными мыслями о Боге и Его требованиях.

В фарисеях особенно примечательны два отклонения, и за них Иисус осуждает их.

I. Они концентрировали свое внимание на внешнем. Пока исполнялись все внешние религиозные обряды, они выли довольны. Сердца их могли быть черны, как ад; возможно им вовсе чуждо было милосердие и даже чувство справедливости; но, коль скоро они в определенное время совершали определенные ритуалы, они считали себя достойными людьми в глазах Бога.

Человек может регулярно посещать церковь, прилежно изучать Библию, и щедро давать на нужды церкви; но если в сердце его горделивые помыслы и презрение, если у него отсутствует милосердие в будничных отношениях к ближнему, если он несправедлив к своим подчиненным, или нечестно относится к своей работе, — то он не христианин. Никто не может быть христианином, если он только соблюдает внешние нормы религии, но забывает о нормальных отношениях между людьми.

2. Фарисеи сосредотачивали свое внимание на деталях. В сравнении с любовью и добротой, справедливостью и щедростью — омовение рук и дотошная уплата десятины лишь незначительные мелочи. Как часто церковные суды и верующие занимаются мелкими проблемами церковного руководства и управления, даже ссорятся и воюют между собой, но забывают великие проблемы реальной христианской жизни.

Луки 11,45-54 Грех законников

На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:

Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.

Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят;

Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

От крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.

Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали.

Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,

Подъискиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

Иисус выдвигает против книжников три обвинения.

1. Как знатоки закона они налагали на людей многочисленные крайне неудобные нормы обрядового закона; но сами не соблюдали их, потому что они были мастерами уверток и уклонений. Вот некоторые из этих уклонений.

Субботнее путешествие иудея ограничивалось по закону расстоянием в 2000 локтей (915 метров) от жилища. Но если через дорогу была протянута веревка, то его жилищем становился этот конец улицы и он мог пройти еще 915 метров; если он в пятницу оставлял в любом каком-либо месте пищу, достаточную для того, чтобы насытиться ею два раза, то это место также считалось его жилищем, и он мог пройти от него еще 915 метров!

Помимо других работ, в субботу запрещалось вязать узлы: узлы моряков, узлы погонщиков верблюдов, и веревочные узлы. Но женщина могла повязать свой пояс; поэтому, если из колодца нужно было вытянуть ведро воды, то к ведру нельзя было привязать веревку, а пояс можно было, и таким образом ведро воды можно было достать из колодца!

Было также запрещено носить тяжести, но обрядовый закон гласил: «тот, кто носит что-нибудь в своей правой или в своей левой руке, или за пазухой, или на своих плечах, — провинился; но тот, кто носит что-нибудь на тыльной стороне ладони, на ноге, во рту, на локте, на ухе, на волосах, либо в своей перевернутой вверх дном мошне, между мошной и рубахой, в складке рубахи, в башмаке или в сандалиях — не нарушает закона, потому что он не носит его обычным образом».

Тяжело себе даже представить, как люди могли додуматься до того, что Бог мог установить кому-либо такой закон, и что разработка деталей к такому закону может быть делом религиозного служения, а их соблюдение — вопросом жизни и смерти. Но именно в этом и состояла религия книжников. Неудивительно поэтому, что Иисус обрушился в Своей речи на книжников, а они, в свою очередь, назвали его неверующим еретиком.2. Отношение книжников к пророкам было противоречивым. Они провозглашали глубокое почитание пророков. Но они почитали лишь умерших пророков. Живых же они пытались убивать. Они воздвигали гробницы и памятники мертвым пророкам, но позорили, преследовали и убивали живых.

«Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть», — сказал Исаия. «О человек! сказано тебе, что — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия, и смиренномудренно ходить пред Богом Твоим», — говорил Михей (Мих. 6, 8). В этом состояла суть учения пророков; а оно было прямой противоположностью учению книжников. Неудивительно поэтому, что книжники, обожествлением выработанных ими внешних деталей, ненавидели пророков, а Иисус тоже учил по линии пророков. Убийство пророка Захарии описано в 2 Пар. 24, 20.21.

3. Книжники скрывали Священное Писание от народа. Их толкования Писаний были столь своеобразными, что простому человеку было трудно понять что-нибудь в них, и, поэтому, они стали для него книгой загадок. В своем заблуждении они отказывались видеть истинное значение Писаний и не позволяли другим изучать их. В руках книжников они стали также непонятной таинственностью для простого человека.

То же случается и в наши дни. Еще есть такие, которые требуют от других соблюдения норм жизни и поведения, которых сами они и не думают выполнять. Еще у многих вся религия заключается единственно в соблюдении внешних правил. Есть ныне еще и такие, которые делают Слово Божие столь трудным для понимания, что ищущий ум попадает в недоумение, и не знает, во что верить и кого слушать.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2. Он сказал им: когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
3. хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
4. и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
5. И сказал им: положим, что кто‐нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе».
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
14. Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18. если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19. и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22. когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»;
25. и, придя, находит его выметенным и убранным;
26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.
27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
29. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30. ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
33. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
34. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36. Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
37. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
39. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41. Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
47. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48. сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят;
50. да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51. от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
53. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
54. подыскиваясь под Него и стараясь уловить что‐нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.