Меню Рубрики

Спасский собор в. Спасский собор (XV в.)

Андроников монастырь - бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

В 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Шторм чудесным образом затих и митрополит благополучно доплыл до Золотого Рога. День его прибытия пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.


По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.


Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.


Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского - Андрони?к († 1373; память - 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).


По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Практически полностью погибшая роспись собора была выполнена монахами Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым, который провёл в монастыре последние годы своей жизни.


Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425-1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.


В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря . Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).


###Страница 2

В 1439 в Андрониковом монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).


При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).


В XIV-XVII веках Андроников монастырь - один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.


В Средние века Андроников монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).


В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен еще один придел - во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот Андроникова монастыря монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.


###Страница 3

В 1747-1756 годах стены Андроникова монастыря были выстроены из камня. По проекту архитектора Р. Р. Казакова на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С. П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.


Во время пожара 1748 года сильно пострадали библиотека и архив монастыря.

В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена; с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763-1779 годов к собору пристроили крытую паперть.


В 1812 году монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора .


В 1846-1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.


В XIX веке при монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в монастыре находились 17 монахов и один послушник.


В 1918 году Андроников монастырь был закрыт; на его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти. В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.


В 1929-1932 годах уничтожена колокольня монастыря (1795-1803), вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года - некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы.

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П. Д. Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П. Н. Максимова и Б. А. Огнева.

###Страница 4

Исследованиями П. Д. Барановского и П. Н. Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря - самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи.

10 декабря 1947 г. Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре М. В. Алпатова, Н. Н. Воронина, В. Н. Адрианову-Перетц, Д. С. Лихачева выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.).


В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников..

Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему академиков М. В. Алпатова и народного художника СССР С. В. Герасимова официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

В 1985 году в небольшом сквере у стен бывшего Андроникова монастыря великому иконописцу был установлен памятник работы скульптора Олега Комова – автора памятников А. С. Пушкину в Твери (1974), Болдине (1979) и Пскове (1983), А. Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980). В 1988 году собор Русской Православной Церкви причислил Андрея Рублева к лику святых "на основании святости жизни и подвига иконописания".

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Храм Михаила Архангела бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Собор Спаса Нерукотворного Образа бывшего Спасо-Андроникова монастыря
  • Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Спасо-Андроников монастырь

    Адрес Спасо-Андроникова монастыря: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
    Фотоальбом Спасо-Андроникова монастыря.
    Рассказ о поездке в Спасо-Андроников монастырь.
    План Спасо-Андроникова монастыря.

    Спасо-Андроникова обитель - одна из древнейших в Москве. По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

    Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну , Рязань и дальше в Золотую Орду.

    Первым игуменом монастыря стал Андроник , один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского. Когда его причислили к лику святых, монастырь получил название Спасо-Андроникова.

    Икона из Спасского собора, написанная его настоятелем, отцом Вячеславом Савиных.

    Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев - «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.

    В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.

    Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.

    На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором - размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.

    В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.

    В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.

    Духовное училище было возведено в 1810-1811 годах, но из-за войны 1812 года его внутреннюю отделку закончили лишь к 1816 году. 12 марта 1817 года духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви) открылось. В первый год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отделении). Скромно оформленное двухэтажное здание в стиле ампир украшено лишь круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина. Ныне в помещении разместились музейные отделы.

    На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» - народное название многих часовен у городских застав (в данном случае - у Рогожской).

    По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.

    Святые ворота - главный вход в Спасо-Андроников монастырь.

    Появились они во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.

    Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка и часть западной стены Рождественской церкви. Ныне ворота восстановлены, а в помещении над ними, заменившем храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

    В XVII столетии деревянные стены монастыря заменили каменными. От них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

    Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

    Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII- XIX веках.

    Когда большевики закрыли Спасо-Андроников монастырь, исчезло многое: святые мощи, иконы, книги, утварь... В наше время по воле Божией некоторые святыни возвращаются в обитель.

    В 1996 году Спасский собор вновь обрел старинную икону первых настоятелей - преподобных Андроника и Саввы. После революционных конфискаций след ее был потерян. Обретение началось с того, что в одном из «Андрониковских сборников» (рукописный журнал конца 1920-30-х годов), хранящихся в библиотеке Свято-Данилова монастыря, настоятель Спасского собора нашел фотографию той самой иконы первых игуменов с пометкой: «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии - архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья».

    Обратившись на подворье Иерусалимского патриархата - в никогда, к счастью, не закрывавшийся храм Воскресения Словущего на Арбате, - священники и прихожане Спасского собора с великой радостью обнаружили в его хранилище утерянную икону первых игуменов Спасо-Андрониковской обители! Можно предположить, что отец Сергий спас не одну икону разоренного монастыря, перенеся их в церковь Воскресения, где служил.

    17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла в родном храме подобающее ей место.

    В Спасо-Андрониковом монастыре упокоились первые его настоятели, а также иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Правда, до сих пор точно неизвестны места их погребения.

    В 1922-1928 годах на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников. Для них на месте монастырского кладбища, ликвидированного 13 сентября 1927 года, сделали футбольную площадку.

    До наших дней дошли лишь отдельные надгробия. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них - памятники Полежаевым, Зубовым.

    Экспозиция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры.

    Коллекция музея собрана за последние полвека. В ней около 10 000 экспонатов: иконы XIII- XVII веков, фрагменты росписей, снятые со стен уничтоженных храмов, лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов, археологические экспонаты, рукописи и старопечатные книги XV-XIX веков.

    Гордость музея - произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

    Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

    В день памяти преподобного Андрея Рублева , 17 июля 1989 года, в Спасском соборе была отслужена первая после большого перерыва Божественная литургия. Приходская жизнь Спасского собора разнообразна - в основных своих направлениях она наследует Спасо-Андрониковой обители.

    С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря - знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

    Летопись монастыря.

    1360-е. Основание монастыря.
    1380. В обители, согласно преданию, хоронят русских воинов, павших в Куликовской битве.
    Между 1410 и 1427. Строительство каменного Спасского собора.
    1439. Монастырь получил архимандрию.
    1504-06. Построена трапезная палата.
    1611. Разграбление монастыря поляками.
    1653. Перед отправкой в Сибирь в обители под стражей содержится виднейший «расколоучитель», мятежный протопоп Аввакум.
    1691-1694. Строительство церкви Михаила Архангела (освящена только в 1739 году).
    1701. Часть средств обители пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
    1748. Пожар наносит большой ущерб монастырской библиотеке и архиву.
    1764. Монастырь причислен ко 2-му классу.
    1790-1803. Строительство колокольни Симеона Богоприимца.
    1812. Обитель пострадала от наполеоновского нашествия.
    1848-1850. Перестройка Спасского собора.
    1874. Построена церковь мученика Евграфа.
    1919. Монастырь упразднен большевиками. До 1922 года на его территории находился один из первых лагерей ВЧК.
    1924. Закрытие Спасского собора.
    1930-е. Монастырскую колокольню разбирают на кирпич. Уничтожение южной стены и юго-западной башни.
    1947. Создание музея имени Андрея Рублева.
    1960. Музей открывают для посетителей.
    1989. Спасский собор начинает действовать в качестве приходского храма.

    С использованием материалов из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам, № 27, 2009».

    Спасский собор Андроникова монастыря

    Дата создания: 1425 г. - 1427 г.

    Материал, техника: белый камень

    Спасский собор Андроникова монастыря - наиболее древний белокаменный храм, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

    Стены собора сложены из правильных прямоугольных блоков желтовато-белого известняка, гладко отшлифованных с лицевой стороны. В монастыре жил и работал величайший художник древней Руси - Андрей Рублев, который не только расписывал собор, но и участвовал в его строительстве.

    Собор - самое яркое и значительное произведение раннемосковской школы зодчества.

    Художественный образ этого сооружения полон необычайного напряжения. Зодчие преднамеренно понизили угловые части и энергично приподняли средние деления его основного объема. Выше, на постаменте из четырех трехлопастных арок, разместился легкий барабан главы, поставленный как бы на пружинящие кокошники. В целом эта устремленная вверх композиция очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове. Можно подумать даже, что создавшие ее мастера вообще были знакомы с творением Петра Милонега. Подхватив и развив далее примененные им архитектурные формы, они не только создали храм, в котором традиционная крестово-купольная схема претерпела еще большее изменение; одновременно была подготовлена почва для новых творческих поисков и смелых дерзаний русских зодчих XVI века.

    В настоящее время в монастыре располагается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.

    Спасский собор Андроникова монастыря в Москве - наиболее совершенное произведение раннемосковского зодчества. Ступенчатая "корона" закомвр и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.; четкое отделение пилястр с базой и капителью от профиля вышележащей закомары можно считать зарождением "ордерного" строя.

    Собор Андроникова монастыря, как и другие примеры раннемосковского зодчества, свидетельствует о глубоком своеобразии зодчества Москвы и вместе с тем - о широких связях с архитектурой сопредельных земель. В нем получили развитие традиции не только владимирских храмов, но и произведений западной и юго-западной Руси (Пятницкая церковь в Чернигове, конец XII-начало XIII в.). Можно отметить известную близость и к храмам южных славян - Сербии и Македонии, с которыми Москва поддерживала оживленные связи. Наконец, отдельные архитектурные элементы раннемосковских храмов (приподнятые подпружные арки, половинки арок и закомар, трехлопастные завершения и др) говорят о связях Москвы с Новгородом и Псковом.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

    Датировка и возможные предшественники

    Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.

    Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)

    О датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов - автор первой систематической истории русской архитектуры - писал: «В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г.» цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

    История сооружения

    Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот - из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.

    Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.

    После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.

    С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

    В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.

    Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

    Спасский собор

    План собора на уровне порталов

    По Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. Стр. 45.

    Архитектурные особенности

    Спасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от «креста» к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.

    Той же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и «демократичности».

    Перспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры - сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.

    Пропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.

    В росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты - на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде «розеток», но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или «лунницы», то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

    Список литературы

    Г.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.

    П.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV - XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.

    Б.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.

    Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

    О московском соборе, получившем статус «древнего» только в 1930-е годы, рассказывает очередной выпуск рубрики «Российские древности».

    Не так давно автору этих строк довелось поучаствовать в некоей интернет-баталии, посвященной тематике Средневековья. Один из ее участников напирал на то, что после монгольского нашествия культура Древней Руси пришла в дикий упадок, и потом, 250 лет спустя, Ивану III даже пришлось выписывать из Италии мастеров, которые выстроили Успенский собор в Кремле, поскольку строить на Руси разучились. Вместо ответа я пригласил оппонента сходить чуть поодаль от Кремля, в район станций метро Курская и Площадь Ильича, в Спасо-Андрониковский монастырь, где минимум за полвека (а то и за три четверти до строительства Успенского собора в Кремле) безвестные гениальные русские зодчие выстроили шедевр, а известные гениальные живописцы его расписали.

    Вид Спасо-Андроникова монастыря в 1883 году

    Wikimedia Commons

    Спасский монастырь в Москве основал в 1357 году митрополит Алексий, известный деятель русской церкви. Его первым игуменом стал преподобный Андроник Московский, ученик Сергия Радонежского. Первым собором монастыря стал деревянный Спасский собор, сгоревший в пожаре 1368 года.

    На его месте был выстроен то ли еще один деревянный собор с полом из плинфы (плоского кирпича), то ли предыдущий белокаменный (при раскопках найдены белокаменные зооморфные рельефы), который то ли в 1399-1400, то ли в 1425-1427 годах сменило современное здание.

    О его строительстве мы знаем только то, что оно построено при игумене Александре при участии Андрея Рублева. Был ли инок этого монастыря Рублев участником проектирования, неизвестно. Известно лишь, что вместе с другом Даниилом Черным они его расписали. Увы, от рублевских фресок остались только фрагменты растительного орнамента на откосах древних окон.

    Спасский собор

    Алексей Паевский

    Что было со Спасским собором на протяжении более чем трех веков после постройки, нам неизвестно. Самый ранний источник датируется 1763 годом и свидетельствует о существовании у этого храма двусторонней каменной паперти с юга и запада, позже появилась и северная паперть. В 1812-м из-за пожара верх здания обрушился, но уже в следующем году под руководством архитектора Жукова проводилось его восстановление. В 1848-1850 годах собор подвергся значительной перестройке по проекту известного архитектора Петра Герасимова, тот хорошо известен как помощник Константина Тона по строительству Кремлевского дворца. Легко представить, во что превратился храм.

    Переделки настолько исказили здание, что вплоть до 1930-х годов оно вообще не интересовало историков древнерусской архитектуры, которые считали собор поздней постройкой. И только натурное исследование 1933 года смогло показать: под нагромождениями поздних слоев находится раннемосковский храм, такой же древний, как и соборы Успения на Городке в Звенигороде, Саввино-Сторожевского монастыря и Троице-Сергиевой лавры (добавим в этот ряд и церковь Вознесения в Коломенском). Об этих памятниках мы тоже расскажем в свое время.