Меню Рубрики

Тибетские монахи монастыря дрепунг гоман, ритуал будды медицины, центр открытый мир. Монастырь таши дрепунг гоманг дацан В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

30 мая 2017 года Глава Сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев в своей официальной резиденции принял большую делегацию тибетских лам – монахов монастыря «Балдан Брэйбун» всемирно известного дацана Дрепунг Гоман (Южная Индия, штат Карнатака) во главе с Кхаджок Тулку Ринпоче Гебше лхарамбы Джампа Дондуп.

Делегация лам прибыла в Республику Бурятия в рамках тура по России «Возведение песочных мандал буддийских Божеств». Данный тур проводится уже в восьмой раз.

Дрепунг Гоман дацан, как один из семи факультетов монастырского комплекса Балдан Брэйбун, был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449 гг.), ближайшим учеником Чже Цонкапы. Именно ему Лама Цонкапа передал ту древнюю божественную белую раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри. Учитель в тот момент ясно увидел, что великая слава покроет этот будущий Дрепунг Гоман дацан, и затмит она славу прочих крупнейших тибетских монастырей.

Во время беседы обе стороны особо подчеркнули вклад множества выдающихся бурятских лам, находившихся в разные годы ХХ вв. на различных ответственных руководящих постах в иерархии Дрепунг Гоман дацана. И потому, возрожденный уже в Южной Индии во второй половине ХХ века, Гоман дацан не мог не сохранить исторические связи с Россией, с бурятским буддийским духовенством.

В знак возрождения этих исторических духовных связей с начала 90-х годов ХХ в. Гоман дацан предоставляет возможность российским хуваракам (студентам) получать высшее классическое образование в течение 10-16 лет.

Под руководством ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», выпускника Гоман дацана, Геше Дымбрыла Дашибалданова, сегодня Сангха России успешно готовит новое поколение российского буддийского духовенства – священнослужителей-философов, переводчиков, мастеров ритуальных практик, мастеров тантры Калачакра, тантры Ямантаки, Гухьясамаджи, Чакрасамвары, мастеров буддийской живописи и зодчества, докторов восточной медицины.

Множество бурятских выпускников Гоман дацана, завершившие 10-14-летний курс обучения, имеют высокую ученую степень Гэбшэ и служат сегодня в десятках дацанов Сангхи России.

Вспоминая о роли и месте бурятских лам в истории развития монастыря Гоман, на встрече особо была подчеркнута значимость всей огромной проведенной работы по укреплению дисциплины, учебного процесса, усовершенствования и хозяйственной деятельности в том числе, на высшем посту руководителя огромного монастырского комплекса – на посту Хамбо Лам, где обучалось и обучается свыше десяти тысяч монахов, двух бурятских лам – Хамбо Ламы Гоман дацана Галсан Лэгден Аржигарова (1900-1962 гг.), выходца из Хойморского дацана Тункинской долины, и Хамбо Ламы Гоман дацана Агван Нимы Цыдыпдоржиева (1907-1990 гг.), выходца из Шулутского дацана Ацагатской долины. В самые трудные времена для Гоман дацана они не покинули монастырь, и до конца оставались со своими учениками.

Именно им, нашим выдающимся ламам ХХ века, в знак почтения их духовных подвигов, высокого памятования великих сыновей бурятского народа – истинной гордости бурятской земли, с молитвами о высоких победах, успехах родного народа, Сангха России ежегодно проводит большой международный турнир по национальной борьбе «Бухэ Барилдаан».

Особого внимания заслуживает и выдающийся бурятский лама Чойдак Намдаков, уроженец кяхтинской земли, десятки лет обучавшийся и служивший в тибетских монастырях, до глубочайших тонкостей изучивший характер тибетцев, их уникальные национальные традиции, языки и наречия, диалекты различных провинций Тибета, оставивший на века непревзойденный до сих пор Толковый словарь тибетского языка, выдержавший несколько изданий, которым до сих пор пользуются сами тибетцы, который приносит огромную пользу всем, кто изучает тибетский язык, национальную культуру и историю этого края.

По завершении встречи гости получили аудиенцию у XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова. Феноменальное состояние Учителя у тибетских лам вызвало искреннее восхищение, удивление! «Хамбо Лама Этигэлов доказал всему человечеству могущественную силу Учения Будды!» - сказали они.

Восхитила гостей Иволгинского дацана и Художественная галерея искусств народов Азии - самые высокие оценки лам Гоман дацана получили замечательные работы талантливых молодых бурятских мастеров бронзового литья, работающих в мастерской «Эрхим Дархан» Иволгинского дацана.

31 мая 2017 года тибетские ламы в г.Улан-Удэ, в здании филармонии, начали возведение песочной мандалы Ямантаки – гневной формы Божества Мудрости Манджушри.

Также в течение всех дней пребывания лам в столице Бурятии для верующих и гостей уникального события с утра проводятся хуралы, вечером – лекции:

5 июня 2017 г, понедельник
1. Хурал, сэржэм, даллага, посвящение заслуг - 11:00-12:00
2. Хурал Жамсаран Сахуюсан - 18.00 – 19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

6 июня 2017 г., вторник
1. Хурал Алтан гэрэл - 10:00 – 11:00
2. Хурал Шернин Дудок (для устранения препятствий) - 18:00-19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

7 июня 2017 г., среда
1. Ритуальная пуджа Гьябши - для устранения серьёзных препятствий. 18:00-19:00
2. Лекция - 19.30 – 20:30

Выдающийся буддийский ученый Кенсур Ринпоче Геше Агван Нима (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, нашего земляка, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цзонкхавы (1357-1419).




















(источник: https://vk.com/wall-4639285_12101) (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга читателей этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цонкапы (1357-1419).
Агван Нима принял монашество, которое считается главным условием для глубокого и полного постижения теории и практики Дхармы. Он полностью погрузился в изучение широкого круга канонических источников, входящих в свод тибетского буддийского канона - Ганчжур и Данчжур, с целью правильного осознания смысла Учения Будды Шакьямуни, сочетающего в себе методы сутры и тантры.
В своей "Автобиографии" геше лхарамба Агван Нима писал: "Сколько бы не изучал Учение Будды, оно захватывает тебя все глубже и шире и не имеет момента завершения. Вне всяких сомнений, что изучение, размышление и медитация над великими священными текстами есть результат накопления добродетелей в течение множества жизней. Изучать Учение Будды - это великая школа. Изучающие Учение Будды только им и занимаются, у них нет других дел, кроме изучения. Труднее этой школы нет другой ни в одной стране, ни в одном месте и не будет. Изучение Учения Будды завершает цель многих жизней, эта цель не имеет пределов, и поэтому изучение тоже не имеет пределов". (1, с.28).
Агван Нима прошел полный образовательный курс обучения на цаннидском (философском) факультете в Гоман дацане в гелугпинской традиции, духовный авторитет которой был очень высок. Он получил много канонических и устных учений и необходимый набор посвящений. Агван Нима завершил базовое образование и успешно сдал экзамены по всему корпусу учебных дисциплин. Во время обучения на факультете цаннид бурятский монах вел оживленные дискуссии по основным положениям изучаемых текстов со своими коллегами и участвовал в диспутах по сути особенностей обсуждаемой темы. В результате виртуозного владения искусством финального экзаменационного диспута, был удостоен степени геше, доктора в области буддийской философии.
После окончания цаннидского факультета Агван Нима преподавал в Гоман дацане и посвятил себя деятельности буддийского наставника. Встав на путь "благого наставника", он имел большое количество учеников и последователей, обучая их Дхарме, и оказывая им действенную духовную помощь. В своей "Автобиографии" Ринпоче Агван Нима писал: "Когда учитель имеет хороших и опытных учеников, то и сам получает огромную пользу. Это является толчком к изучению книг, углубленному размышлению над темой. Когда изучаешь тексты, имея учеников, то тема усваивается гораздо глубже, чем в случае изучения текстов без учеников" (1, с. 20). Геше оставался в Гоман дацане до 1958 г.
Ввиду большого потока тибетских беженцев в Индию в 1959 г., Гоман дацан по образцу одноименного дацана, расположенного в окрестностях Лхасы., был основан в штате Карнатака (южная Индия). С 1977 г. по 1980 г. геше Агван Нима занимал пост кенпо (главы, настоятеля) Гоман дацана в Индии. Он составлял учебные программы, основанные на глубоком знании буддийской философской литературы и занимался административной работой. Вел занятия по комментированию "Ламрима", руководства для начинающих адептов и их наставников, написанного Цзонкхавой как введение в изучение Дхармы в соответствии с методами гелугпинской образовательной традиции. Текст Цзонхавы создан по модели "Бодхипатхапрадипы", авторство которого принадлежит великому индийскому проповеднику буддизма в Тибете Атише (982-1054).
В настоящее время Гоман дацан в штате Карнатака является одним из самых крупнейших в составе знаменитого буддийского университета Дрепунг, где хувараки (послушники) получают классическое тибетское образование под руководством выдающийся буддийских корифеев. В настоящее время в этом дацане обучается немало студентов, выходцев из разных регионов этнической Бурятии. Некоторые из них входят в десятку лучших студентов, с большим упорством и старанием осваивают тибетский язык и широкий набор текстов, включенных в образовательную программу.
Благодаря своей исключительной учености геше лхарамба Агван Нима занимал весьма высокий статус в буддийском мире и пользовался пиететом со стороны Его Святейшества Далай-ламы XIV Тенцзин Гьятцо (род. в 1935). В 1960 г. по 1967 г. по его просьбе буддийский ученый преподавал тибетский язык и историю тибетского буддизма махаяны в прославленном Университете Варанаси (Бенарес). Одновременно геше Агван Нима плодотворно занимался научной и издательской деятельностью.
Огромный объем работы, проводимой Кенсур Агван Нимой, требовал образованного ассистента и квалифицированного помощника. Состоялось интервью, среди претендентов, оказался и тибетец Чойчже Рабтен, с которым мне посчастливилось познакомиться во время празднования тридцатилетнего юбилея со дня основания Тибетского Монастырского Института в Риконе (Швейцария). Чойчже Рабтен говорит, что он был необыкновенно удивлен, когда его имя огласили в качестве ассистента геше Агван Нимы. Он стал его ближайшим учеником, и сочетал ежедневные занятия Дхармой с работой, которую выполнял по заданию Учителя.
С 1967 г. в течение шести лет геше лхарамба Агван Нима жил в Лейдене (Голландия), куда он прибыл по приглашению известного тибетолога, проф. Д.С. Рюигга. Три года буддийский мастер работал в тесном сотрудничестве с проф. Д.С. Рюиггом, а после его отъезда в Канаду геше Агван Нима занимал его пост. Годы жизни в Голландии оказались исключительно плодотворными для буддийского ученого. Он завершил четырехтомный труд «Введение в науку для начинающих» и составил объяснение трудных мест к текстам, входящих в корпус кодекса дисциплинарных правил Винаи.
Агван Нима писал монографические исследования на классическом тибетском языке, ставшим для него после бурятского вторым родным языком. Его сочинения изданы Институтом в Лейдене и включают пять томов. Труды буддийского авторитета вносят весомый вклад в изучение и исследование сложнейших вопросов буддийской философской и комментаторской литературы.
Слава о геше Агван Ниме, как о тонком знатоке Дхармы, энциклопедически образованном буддийском ученом, быстро распространилась в Западной Европе. Он обладал удивительным учительским даром, полученным от своих почтенных Учителей. По словам Чойчже Рабтена: "У геше было много европейских учеников, они тянулись к нему, приезжали в Голландию и жили ни один год рядом с Учителем, чтобы познать тонкости теории и практики Дхармы. Учитель являлся истинным благим другом для своих учеников. Почитание благого друга, Великого Учителя считалось главной практикой прославленного буддийского корифея геше Агван Нимы. Это была основа, на которой базировались изучение, слушание и медитация над священной Дхармой".
Чойчже Рабтен вспоминает: "Мой Учитель не знал английского языка, поэтому его ученики и последователи с большим старанием осваивали монгольский язык, чтобы из «уст в уши» получать Учение Будды Шакьямуни от своего Учителя".
Выйдя на пенсию, геше Агван Нима переехал из Голландии в Швейцарию. По воспоминаниям Чойчже Рабтена, Учитель чувствовал себя весьма одиноко в Голландии и скучал по тибетцам. В Швейцарии Учитель и ученик жили в местности Турбенталь (Turbenthal), расположенной близ Цюриха. В 1977 г. Агван Нима возвратился в Индию, с тем, чтобы возглавить Гоман дацан в штате Карнатака.
Чойчже Рабтен рассказывает, что в 1980 г., после того, как по разрешению Его Святейшества Далай-ламы геше Агван Нима покинул пост главы Гоман дацана, он вновь возвратился в Швейцарию и прожил там только один год. Двери его дома были всегда открыты для его многочисленных учеников и последователей. Старший брат Его Святейшества Далай-ламы проф. Норбу часто посещал Агван Ниму, который в течение многих лет являлся его личным духовным наставником. Бывая неоднократно в Бурятии, проф. Норбу с чувством искренней признательности вспоминал своего Великого Учителя и годы, проведенные с Кензуром Агван Нимой, от которого он получил фундаментальные знания в области священной Дхармы. Проф. Норбу великолепно владеет монгольским и бурятским языками, родными языками своего Учителя.
Согласно информации Чойчже Рабтена, его Учитель Агван Нима располагал богатой библиотекой рукописей и ксилографов на тибетском и старо-монгольском языках, написанных великими буддийскими авторитетами. На её комплектацию ушла вся жизнь Учителя. Книги из библиотеки прославленного мастера сослужили большую службу не только для тех, кто встал на Путь Дхармы, но и для исследователей, занимающихся изучением богатого творческого наследия тибетских и монгольских ученых.
Много сил и энергии у геше Агван Нимы уходило на занятия творческой работой, он - автор фундаментальных трудов по философии и истории буддизма, комментариев к основополагающим трактатам индийских и тибетских ученых. Он приложил энергичные усилия для разработки описания содержания базовых философских текстов древнеиндийских буддийских авторитетов. Кроме того, он издал в 16-ти томах намтары (жизнеописания) 210 мудрецов Индии, Тибета и Монголии.
Последним сочинением в творческой биографии буддийского ученого является его «Автобиография», озаглавленная «Переправа через реку Сансары». Данная работа переведена на русский язык ламой Б. Очировым с предисловием Ешей Лодой Ринпоче и издана Центральным духовным управлением буддистов РФ в 1996 г.
Труды выдающегося буддийского ученого геше Агван Нимы опубликованы в 6 томах в Индии и служат уникальными учебными, научными и практическими пособиями для изучения и познания глубокой по содержанию буддийской литературы. Полное собрание сочинений (сумбума) Агван Нимы привезено в Бурятию из Индии Хамбо-ламой Дамба Аюшеевым. Ряд текстов и комментариев из полного собрания сочинений мастера включены в обязательную программу обучения в Гоман дацане в Индии.
Разумно поставить вопрос об изучении и комплексном исследовании богатого научного наследия нашего прославленного соотечественника. Но прежде, чем приступить к их исследованию, они должны быть переведены на русский язык, чтобы сделать их достоянием научной общественности. Думаю, этот нелегкий труд могли бы взять на себя бурятские ученые - тибетологи и высокообразованные ламы.
Последние годы жизни геше Агван Нима провел в родном Гоман дацане и руководил группами студентов по освоению учебных текстов, включая большой круг комментаторской литературы. Чойчже Рабтен рассказывал, что он ежегодно посещал своего Учителя в Индии и помогал ему в силу своих возможностей. Кенсур Ринпоче Агван Нима ушел из жизни 24 января 1990 г., в возрасте 83 лет.

В этом году отмечается 110-летие со дня рождения великого буддийского монаха кенсура Агван Нимы. Он родился в местности Дабаты Заиграевского района, и всю жизнь служил Учению Будды.

Он был настоятелем Гоман дацана. Недавно были обнаружены уникальные кадры с его участием. Об истории его жизни в сюжете Ч.Дамдиновой.

Это черно-белое видео нашли во Франции. Точная дата съемки не известна. На кадрах кенсур Агван Нима дает лекцию студентам Гоман дацана. За свою жизнь он написал несколько книг, одна из них «Комментарии к трудным местам логики Дхармакирти».

Тенпа Цеван - монах (Непал), студент Гоман дацана в 70-е годы (Индия):

- Он был очень строгим, требовательным учителем. Но вместе с тем сострадательным, помню, когда кто-то часто болел и не мог постоянно заниматься, он советовал служить в монастыре, выполнять работу в хозяйстве, говорил, это продлит вам жизнь, и действительно, те люди прожили очень долго.

Так получилось, что о нем больше знают за границей, чем на родине. Агван-Нима лама помогал в изучении буддийской философии многим, кто приезжал за тысячи километров. У него много выдающихся учеников, ставших Учителями в Америке, Новой Зеландии и Европе. На этом фото рядом с ним юная Розмари, говорит, это был непростой человек, который буквально родился в рубашке.

Розмари Паттон - руководитель буддийского центра во Франции:

- Когда были роды он вышел из чрева в плаценте, мать очень испугалась, подумала что он без головы родился, оказалось это счастливый знак - когда он начал ходить он пошел, сразу к алтарю, к статуе Будды, потом с 5 лет начал осваивать грамоту, его мама учила его.

В 7 лет Агван Цыдыпдоржин уже знал тексты защитников Балдан Лхамо, Гомбо и Чойжал. Его непростые способности заметил Агван Доржиев. Из Шулутского дацана он отправил юного хуварака в тибетский Дрепунг Гоман. За 16 лет обучения, несмотря на все трудности, без какой-либо материальной поддержки, он достиг звания Геше. Все свои годы он неустанно давал лекции, в том числе по поручению Далай ламы 14-го на Западе. В 1978-м его выбрали на должность Хамбо ламы Гоман дацана.

Содном Будатаров - исследователь биографии Кенсур Агван Нимы:

- Монахи жили очень плохо, очень тяжело, в тяжелейших условиях и он в частности благодаря своим ученикам. Он сумел не просто возродить Гоман дацан, но и создать прочную основу для развития. Он был строгим приверженным учителем, его слова: если вы не прочитали две строчки Ламрима, то день прожит зря.

Кенсур Агван Нима скончался в 1990 году в Индии, до последних дней своей жизни он практиковал учение Будды о ясном свете. И только спустя 6 лет после смерти, на родине вышла его автобиография «Переправа через реку Сансары».

Оператор: Бальжинима Дамбаев

Другие публикации рубрики

Все свежие новости

День российской молодежи. Чествование студентов, окончивших ВУЗы и ССУЗы с красным дипломом

Учиться хорошо, учиться с удовольствием вот жизненный принцип студентов окончивших учебные заведения на отлично. 101 выпускник ССУЗов и ВУЗов Бурятии приняли участие в торжественной церемонии чествования и вручения красных дипломов в рамках Дня российской молодежи. Такая церемония в Улан-Удэ проводится во второй раз.

В рамках празднования Дня молодёжи Глава республики провёл встречу с активной молодежью

Глава Бурятии провёл встречу с активными представителями студенчества, КВН-движения, волонтёрами. Алексею Цыденову рассказали об успехах на "Студенческой весне", поделились проблемами и своими пожеланиями.

В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

Износ коммуникаций составляет 70%, и чтобы отопительный сезон прошел безаварийно, летом их необходимо вскрывать и ремонтировать. Однако ресурсоснабжающая компания этого не сделала.

Центральный аппарат СКР России будет вести уголовное дело по факту аварийной посадки АН-24 в Нижнеангарске

Такое поручение дал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин для наиболее полного, объективного и оперативного расследования авиакатастрофы в Бурятии, сообщили в пресс-службе ведомства.

Монастырь Таши Дрепунг Гоманг Дацан является одним из семи факультетов старейшего монастырского комплекса Палден Дрепунг, который был основан в 1416 году в Тибете. В конце 1950-х годов, разрушенный в Стране снегов монастырь был восстановлен в северо-восточной Индии. С 1969 года и по сегодняшний день Гоманг Дацан располагается в индийском штате Карнатака, в окрестностях города Мунгод (около 60 км от агломерации Хубли-Дхарвад). В монастыре функционируют факультеты (дацаны) Гоман и Лоселинг, в которых учатся около пяти тысяч монахов .

Монастырь делится на 16 канценов, т.е. общин - землячеств. Возглавляют их старосты общин, которые следят за дисциплиной и за бытом монахов внутри землячеств. Все монахи монастыря относятся к одному из 16-ти канценов- землячеств. Обучение в Гоманг Дацане длительное – 16 лет и состоит из 16 курсов. Система образования проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где изучают пять главных предметов буддийской философии такие как: Цадма, Парчин, Ума, Дзод, Дульва, которые полностью охватывают путь Сутр.

Давние исторические отношения связывают народы Тувы, Бурятии, Калмыкии и Монголии с Дрепунг Гоман дацаном. В нем традиционно существует большая община, представляющая монголоязычные народы (тиб. согпо), в том числе российских бурят, калмыков, а также тувинцев. Сейчас в Дрепунг Гоман дацане обучается более двух тысяч послушников, выходцев из стран СНГ и Монголии.

Среди людей, прославивших Гоман дацан, есть наши соотечественники, это наставник и советник 13-го Далай-ламы, Цанид-хамба Агван Доржиев (1854-1937), кенсур Агван Нима (1907-1990) и Галсан Легден были настоятелями Гомана, Тубден-Нима, был настоятелем Дульва дацана-факультета Винаи.

В рамках проекта «Дни тибетской культуры» монахи из крупнейшего буддийского монастыря-университета Дрепунг Гоман неоднократно посещали Новосибирск. Все эти события были организованы волонтерской группой http://vk.com/tibetdni

В 2010 г. в Краеведческом музее была построена мандала Будды Медицины,

http://vk.com/video-22793585_159824999?hash=d6ed5a96df370e1c

в 2011 г. в Доме ученых Академгородка - мандала Зеленой Тары,

http://event-nsk.ru/484-dni-buddiyskoy-kultury-2011.html

в 2012 г. в ТЦ Манхеттен – мандала Манджушри,

http://event-nsk.ru/491-dni-tibeta-v-novosibirske.html

в 2013 г. в Российско-немецком доме – мандала Пяти будд.

http://event-nsk.ru/478-dni-tibetskoy-kultury-2012.html

в 2015 г. Фрунзе-4 -Мандала Калачакры http://vk.com/tibetdni

Тибетские монахи монастыря Палден Таши Дрепунг Гоман Дацан (Индия) совершают Третий тур по разным регионам России. Делегация прибыла по официальным приглашениям Фонда развития и укрепление культурных традиций «Дрепуг Гоманг Центр». Монахи строят п есочные мандалы буддийских божеств, проводят посвящения и ритуалы.

С 7 по 15 июля священнослужители побывали и в Чите - столице Забайкальского края, а также посетили священную гору Алханай.

Намо Манджушрие!

ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ


В Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг» глава делегации Геше-лхарамба Гьялцанг Ринпоче провёл церемонии строительства мандалы божества мудрости Манджушри, разрешения-передачи на чтение мантр Манджушри и Сарасвати (лунг), пуджи защитникам Учения Махакале и Намсараю, ритуал Одцерченма - устранение препятствий и призывание благополучия, передачу на текст «Чтение имён Манджушри», дженанг - благословение Белой Тары, а в последний день и ритуал разрушения мандалы и раздачу песка прихожанам.

Справка
Гьялцанг Ринпоче в 1996-м году был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV как шестое перерождение Гьялцанга Ринпоче. Является обладателем высшей учёной степени Геше-лхарамбы - доктора буддийской философии, которую получил, обучаясь в монастыре Дрепунг Гоман. Также в состав делегации вошли доктор тибетской медицины, эм-чи-лама достопочтенный Лобсанг Целтрум, Геше Цепак Лобсанг, мастер ритуалов и первый голос Гоман монастыря достопочтенный Наванг Лобсанг, мастер построения песочных мандал достопочтенный Кунсанг, представители постоянного персонала монастыря достопочтенный Тензин Нгодуб и достопочтенный Сонам Гьяцо.


Эти семь уникальных монахов не раз удивили и восхитили прихожан читинского дацана.
Во-первых, конечно же, своим настоящим художественным искусством построения мандалы! Тонкая кропотливая работа никого не оставила равнодушным. Люди с замиранием сердца, боясь дышать, наблюдали за этапами строительства модели Вселенной. Также всех восхитило горловое пение, сила и проникновенность голоса Наванга Лобсанга - унзед-ламы, главного запевалы монастыря Дрепунг Гоман! Слушая его, мурашки бежали по всему телу, а сознание становилось совершенно ясным и чистым, без единой мысли. Вероятно, именно таким всегда и должен быть ум настоящего практика Дхармы. А добрый и мудрый взгляд Глялцанга Ринпоче проникал в самое сердце, но при этом было заметно, что лама никогда не покидает состояния сосредоточения и покоя.

Вкратце, мандала - это символическая модель Вселенной, в центре которой находится дворец божества, в данном случае Бодхисаттвы Манджушри - проявления ума и мудрости всех Будд. Дворец имеет четыре врат, расположенных по сторонам света, украшен стягами, провозглашающими правление Дхармы - Учения Будды! Мандала находится в окружении пятицветного пламени окончания мировой эпохи - кальпы. В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.

Последним этапом, завершающим все церемонии, стало разрушение мандалы. Это поистине завораживающее зрелище, заставляющее в очередной раз задуматься на философскую тему о том, кто мы в этом мире и что этот мир? Несмотря на то, что это уникальное бесконечно красивое произведение искусства, обитель божества - даже оно будет разрушено, когда придёт срок. Это аллегоричное выражение простой и глубокой мысли о том, что всё, что возникло, обязательно исчезнет. Живой пример непостоянства Сансары. А значит, нет смысла привязываться к чему- или кому-либо, ведь так или иначе - всё пройдёт…

После Читы монахи отправились на остров Ольхон на Байкале, после которого ещё посетят Иркутск, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону и завершат свой тур снова в Москве, с которой и началось третье ежегодное путешествие по России.
Читинцы надеются, что в следующем году они снова смогут встретиться с монахами Гоман Дацана на гостеприимной забайкальской земле!

Смотрите подробный фоторепортаж с этих событий:


13 июля. Спасибо переводчику Аюру Цирендоржиеву!


Тибетские монахи дацана Дрепунг Гоман (Индия)


Глава делегации Геше-Лхарамба Гьялцанг Ринпоче делает сержем.

У Ринпоче-ла удивительный взгляд, такой спокойный и запредельный))

Достопочтенный Наванг Лобсанг — мастер ритуалов, первый голос Гоман монастыря!!! Пел горловым пением во время чтения ритуала сержем так, что у прихожан мурашки бежали по коже:) Было очень проникновенно)


Мандала - представляет собою модель Вселенной, в её центре находится дворец божества - в данном случае Манджушри, который является проявлением ума и мудрости всех Будд.


Мандала имеет четыре врат, расположенных по сторонам света.


Красота неописуемая!



Мандалу окружает кольцо пятицветного огня окончания кальпы.


Дворец украшен стягами и знамёнами, провозглашающими правление Дхармы!


Также на этой мандале можно разглядеть и ваджарную ограду (между лепестками лотоса и пятицветным пламенем).


В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.


Колесо - символ провозглашения Учения Будды.


Превосходный результат нескольких дней кропотливой работы. Строительство мандал - настоящее художественное искусство, которым монахи Гоман-дацана владеют в совершенстве.




Читинский дацан "Дамба Брайбунлинг".



Колесо - Учение Будды, лани (косули), сидящие по обе стороны от колеса - это пример того, как надо слушать это Учение, внимательно и смиренно. История говорит о том, что две таких лани, мужского и женского пола, действительно пришли однажды в то время, когда Будда совершал проповедь, сели рядом с ним и внимательно и не отвлекаясь слушали его до конца учения.

Арсалан - Снежный лев. Традиционное украшение входа в буддийские храмы. Арсаланы - защитники, устрашающие и не пускающие в храм негативные силы.

Курильница:)


Ещё Снежный лев:)


Западные ворота Читинского дацана.


спокойная атмосфера)) На соснах живут голуби:)




Люди внемлили...


Ринпоче-ла подносит торма для устранения препятствий к Посвящению...


И даже цветы, казалось, радовались происходящему:)


Догорает Огненная пуджа, которая была здесь утром...

Гьялцанг Ринпоче подробным образом рассказывает о необходимых визуализациях...


На лице Ринпоче-ла глубокое внутреннее успокоение...


Благословение текстом Белой Тары...


15 июля. Начался ритуал разрушения мандалы Манджушри.


Народ напряжённо стоит плотной стеной и сильно толкается. Фотографии смазаны...




Монахи поют священный текст












Гьялцанг Ринпоче трижды обходит по ходу солнца вокруг мандалы Манджушри.










Ринпоче-ла бросает цветок в мандалу и ваджром разделяет её с четырёх сторон света, начиная с восточной. Потом то же в направлении промежуточных сторон.


Далее монахи сметают песок к центру...


Неповторимая картина! Красота и многодневный кропотливый труд исчезают на глазах...


Так же как и бесконечный процесс созидания и разрушения всего в этой Вселенной. Сама суть непостоянства Сансары.


И вот, на столе оказалась гора разноцветных песчинок...


Аккуратно песок ссыпают в чашу.


На столе не осталось ни песчинки, только цветок в центре стола, где была когда-то мандала.


Сразу после этого часть песка направилась к реке Читинка... Там монахи высыпят его в воду, тем самым очищая пространство Забайкальского края от негативных явлений.




Монахи сопровождают процесс звуками ритуальных музыкальных инструментов.




Поехали! :)


Люди в нетерпении получить песок с мандалы. По приблизительным оценкам собралось около пятисот человек...


Только что закончили расфасовывать песок. Наилучшим образом работает конвейр: один открывает пакетик, другой засыпает, третий защёлкивает:)
Ирина KARMA Карманова
16.07.12.

Все фото: Ирина Карманова
Любое полное или частичное копирование, а также другое использование материалов (фотографий и текста) запрещено без письменного согласия автора.