Меню Рубрики

Альберт швейцер: биография жизнь идеи философия: швейцер. Альберт Швейцер – гуманист и философ ХХ столетия

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В -1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере , затем в гимназии в Мюльхаузене ( -).

Швейцер-философ

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • Из моего детства и юности (фрагмент)

Литература

  • Носик Б. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей . (2-е изд., 2003; 1-е было в серии ЖЗЛ, 1973)
  • Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером : Пер. с нем. - М .: Наука, 1967.
  • Фрайер П. Г. Альберт Швейцер. Картина жизни .
  • Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью. Евангелие от Швейцера .
  • Чернявский А. Л. Философия и теология Альберта Швейцера .
  • Гиленсон Б. Добрый человек из Ламбарене .
  • Левада Ю. А. Старомодность и современность Альбера Швейцера
  • Харитонов М. С. Этика Альберта Швейцера и индийская мысль
  • Альберт Швейцер - великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин. - М .: Наука , 1970. - 240 с. - 12 000 экз. (обл.)
  • Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л. : «Детская литература», 1972. - 254 с.
  • Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т. 49. № 8. - С. 92-95.

Ссылки

  • Посвящение Альберту Швейцеру. Вечность плюс человечность Отрывок из книги Владимира Леви «Одинокий друг одиноких».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 января
  • Родившиеся в 1875 году
  • Родившиеся в департаменте Верхний Рейн
  • Умершие 4 сентября
  • Умершие в 1965 году
  • Умершие в Габоне
  • Почётные кавалеры британского ордена Заслуг
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники Страсбургского университета
  • Лауреаты Нобелевской премии мира
  • Философы Германии
  • Богословы Германии
  • Академические музыканты Германии
  • Органисты Германии
  • Философы Франции
  • Богословы Франции
  • Академические музыканты Франции
  • Органисты Франции
  • Исполнители старинной музыки
  • Пацифисты
  • Писатели-врачи
  • Члены-корреспонденты Британской академии
  • Почётные граждане Франкфурта-на-Майне
  • Кавалеры Военного и Госпитальерского Ордена Святого Лазаря Иерусалимского
  • Мемуаристы Франции
  • Мемуаристы Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (3 мая 1990).

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С.М. Эйзенштейна).
В 1941-1942 годах - ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм» (в 1951-1953 годах - режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии). Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа - «Путь славы» (1949, с Б.А. Бунеевым и А.М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н. Рыбакову, с В.Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне - «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд» по В.П. Катаеву, совместно с С.А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Маккинли», по Л.М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960-1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А.П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты - до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма - социальный фарс «Как живёте караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.

Похоронен режиссёр на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.

призы и награды

1977 - Государственная премия СССР - за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).
1989 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - за фильм «Крейцерова соната» (1987).
1992 - КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество).
1992 - КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»).
1992 - КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живете, караси?»)
1995 - Премия «Золотой Овен».
1998 - Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999).
1999 - Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Орден Почёта (28 декабря 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000).


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР
(1875-1965)

Немецко-французский мыслитель, представитель философии культуры, протестантский теолог и миссионер, врач и музыковед. Лауреат Нобелевской премии мира (1952). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "преклонение перед жизнью" как основа нравственного обновления человечества.

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерсберг, в Верхнем Эльзасе. Он был вторым ребенком пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Годом раньше увидел свет первый ребенок Швейцеров - девочка. В последующие годы у Альберта Швейцера появились еще три сестры и брат. Одна из сестер, Эмма, умерла во младенчестве. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и у его сестер и брата, было счастливое детство.

Пастор Людвиг Швейцер стоял во главе небольшой протестантской общины Кайзерсберга. В городке насчитывалось лишь несколько десятков лютеран, поскольку подавляющее большинство населения составляли католики. Сам пастор был родом из Пфаффенгофена, в Нижнем Эльзасе. Его отец служил там учителем и органистом. Трое его братьев избрали себе ту же профессию. Мать Альберта Швейцера, урожденная Шиллингер, была дочерью священника городка Мюльбаха, расположенного в долине Мюнстера, в Верхнем Эльзасе.

Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в Гунсбах. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 года, Швейцер получил германское гражданство. Родители его были французы, и Альберт научился бегло говорить на обоих языках. Под руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Швейцер одновременно учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 году, он поступил в Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена стипендия, давшая Швейцеру возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и брать уроки игры на органе у Видора. Всего за четыре месяца он написал диссертацию: "Суть веры, философия религии" и в 1899 году стал доктором философии. Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о значении Тайной вечери.

В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического колледжа Св. Фомы, а через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Швейцер играл на органе и занимался научной работой. Главный теологический труд Швейцера - "Вопрос об историческом Иисусе" (1906), в нем Швейцер отверг попытки модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности. Швейцер подчеркнул эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство достижения Царства Божия на земле.

В то же время Швейцер стал крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию которого он издал в 1908 году (Баху была посвящена его докторская диссертация по музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже). Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с "истинными поэмами природы". Его книга опровергла "педантический взгляд на музыку Баха, якобы интеллектуальную и суровую", писала Розалин Турек, "но отклонила и романтическую сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять".

Швейцер являлся крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Швейцер чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя "непосредственному служению человечеству". Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать. "Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, - объяснял он позже, - но претворить его в жизнь".

Оставив работу в 1905 году, Швейцер поступил в медицинский колледж Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных концертов. В 1911 году он сдал экзамены.

Весной 1912 года Швейцер отказался от преподавания в Страсбургском университете, а также от чтения проповедей в церкви Св. Николая. Ему нужно было время для работы над дипломом и к тому же для подготовки к предстоящей поездке в Африку.

…37 лет, можно сказать, зенит жизни человека. Швейцер до сей поры уделял мало времени жизненным утехам. Разумеется, он ходил в гости и не отказывался выпить с друзьями рюмку эльзасского вина, которое предпочитал всем другим. Этот обходительный мужчина высокого роста, приятной наружности имел успех у женщин. Не одна девушка была готова стать спутницей жизни этого разносторонне одаренного и столь популярного в Обществе человека.

Но, очевидно, Швейцер был необыкновенно требователен не только к себе, но и к потенциальной подруге, и эта требовательность исключала какие-либо случайные связи, для пустого же флирта ему попросту было жаль времени, которого, как известно, ему всегда не хватало. Возможно, подобная сдержанность порождалась еще известной робостью.

Весной 1909 года Альберт Швейцер подружился с Еленой Бреслау, дочерью преподавателя Страсбургского университета. Поистине эти двое нашли друг друга. Елена всегда стремилась помогать униженным, обездоленным, оскорбленным. Она готова была помочь Швейцеру в осуществлении той грандиозной задачи, которую он перед собой поставил.

18 июня 1912 года состоялось бракосочетание Альберта Швейцера и Елены Бреслау. Швейцер с женой стали тотчас же готовиться к отъезду в Африку. Сам он тоже прошел в Париже курс тропической медицины. Надо было тщательно продумать, какое медицинское оборудование, какие лекарства брать с собой в Африку. Малейшая оплошность, отсутствие какого-либо хирургического инструмента или же лекарства могли обернуться трагедией. Из Европы все это могло быть прислано лишь много месяцев спустя! Супруги Швейцер располагали к тому же весьма ограниченными средствами, приходилось считаться и с этим.

К этому времени еще не была завершена работа над рукописями. Готовилось второе издание книги "История изучения жизни Иисуса". Кроме того, Швейцер работал над второй частью "Истории исследования учения Павла" и беспрестанно отвечал на письма из разных городов и церковных общин, авторы которых просили у него совета по вопросам органостроения. Альберт Швейцер не справился бы с таким объемом работы, не будь у него верной и толковой помощницы в лице Елены Бреслау.

Однако самой неотложной задачей оставалось написание диссертации по медицине. Швейцер избрал для нее любопытную тему: "Психиатрическая оценка личности Иисуса".

В 1913 году Швейцер с женой отплыли в Африку, по поручению Парижского миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене (Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его услугах была огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев Швейцер принял 2 тысячи больных. В 1917 году Швейцер и его жена, как германские подданные, были интернированы во Францию до конца первой мировой войны. В 1919 году у них родилась дочь Рена.

После освобождения Швейцер провел еще семь лет в Европе. Истощенный, больной, измученный необходимостью выплачивать долги по Ламбарене, он работал в муниципальной больнице в Страсбурге. Кроме того, он возобновил органные концерты. С помощью архиепископа Натана Сёдерблю Швейцер в 1920 году давал концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах.

В эти годы Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал "Почтение к жизни". Свои взгляды он изложил в книгах "Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации" и "Философия культуры II: Культура и этика", опубликованных в 1923 году". Определение этики представляется мне таким, - объяснял Швейцер - То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо, то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия". Почтение к жизни, продолжал Швейцер, "требует от каждого жертвовать частицей своей жизни ради других".

Швейцер снова собирался в Ламбарене. Существовала одна важная проблема, которая долгое время ставила под вопрос планы Швейцера: его жене по состоянию здоровья была противопоказана Африка, не говоря уже о том, что ей надо было растить пятилетнюю дочь Рену. Супругам Швейцер пришлось принять суровое решение - о разлуке на долгие годы И только благодаря тому, что Елена понимала важность замысла своего мужа и, находясь в Европе, деятельно помогала ему во всем, Швейцеру удалось заново создать, а впоследствии и расширить прославившуюся на весь мир больницу в Ламбарене.

Совместно с Эммой Мартин она великолепно организовала постоянную помощь больнице из Европы. Таким образом, заслуга Елены Швейцер в осуществлении дела, которому посвятил свою жизнь ее муж, весьма велика.

В 1923 году, в Верхнем Шварцвальде, в городке Кенигсфельд, Швейцер построил дом для своей жены и ребенка. Он не хотел уезжать в Африку, пока дом не будет готов. Много времени провел он со строителями. Часто, засучив рукава, он и сам брался за работу. С неизменным рюкзаком на спине, он приезжал на велосипеде на строительную площадку, минуя французскую границу. В ту пору послевоенная Германия переживала период острейшей инфляции, и строители радовались куску мяса и даже хлеба куда больше, чем любому вознаграждению в обесцененных денежных знаках.

Отъезд в Африку был назначен на начало 1924 года. Вернувшись в Ламбарене, Швейцер нашел больницу в руинах. Его новая больница постепенно превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение, электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время выздоровления. Целью Швейцера было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь в знакомых для них условиях. К началу 1960-х годов в больнице Швейцера размещалось 500 человек.

Периоды работы в Африке Швейцер чередовал с поездками в Европу, во время которых читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для больницы. Он был удостоен многих наград.

В 1928 году город Франкфурт наградил его премией имени Гете, воздав должное "гетевскому духу" Швейцера и его служению человечеству. Когда в 1939 году в Европе началась война, лекарства для Ламбарене стали поступать из США, Австралии, Новой Зеландии. После войны поток грузов возрос.

После войны ученый встречался с Альбертом Эйнштейном. Швейцер уверял Эйнштейна, что разум и нравственное начало возобладают над слепыми разрушительными инстинктами, что в мировом общественном мнении произойдут глубокие изменения, которые должны неизбежно повести к отказу от войн.

В 1951 году Швейцер получил премию Мира западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом Французской академии.

В 1953 году Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: "Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след". Швейцер не мог оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии награждения, поэтому премию принял французский посол в Норвегии На деньги, полученные от Нобелевского комитета, Швейцер построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене.

В конце 1954 года великий гуманист и мыслитель отправился в Осло, где 4 ноября выступил с Нобелевской лекцией "Проблемы мира". В ней он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, так как "война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности". По его мнению, лишь тогда, "когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир".

В 1957 году Швейцер выступил с "Декларацией совести", переданной по радио из Осло. В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих правительств запрещения испытаний ядерного оружия. Вскоре после этого 2 тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний. Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение.

В 1958 году начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет спустя завершились формальным договором сверхдержав о запрете на испытания.

Деятельность Швейцера оценивали по-разному. Некоторые считали его медицинскую практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве от жизни. Джеральд Макнайт в книге "Вердикт Швейцеру" назвал Ламбарене местом, где Швейцер мог осуществлять абсолютную власть. Многие журналисты считали патерналистское отношение Швейцера к пациентам реминисценцией времен миссионерства. Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений Африки, жесткое, авторитарное обращение с помощниками, кое-кто из посетителей говорил о низком уровне санитарии в больнице Швейцера.

Несмотря на это, многие (особенно в Америке) видели в Швейцере святого XX века. Благодаря публичным выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире. Один из посетителей Ламбарене особо отметил его руки "с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гете для цивилизации в период упадка".

Последнее, что сделал Швейцер при жизни для дела мира, - подписал за несколько дней до кончины уже совсем непослушной рукой обращение лауреатов Нобелевской премии к главам правительств крупнейших государств с требованием немедленно прекратить преступную войну во Вьетнаме. Текст обращения ему прислал известный американский ученый и борец за мир Лайнус Полинг. Полинг торопил Швейцера с отправкой подписанного им обращения, и девяностолетний старик сам понес пакет к уходившему из Ламбарене речному пароходу.

Назад, к дому, он не спешил, а, воротясь, лег на свою почти походную койку, попросил поставить долгоиграющую пластинку с записью фуг и прелюдий Баха и больше уже не вставал. Швейцер скончался в Ламбарене 4 сентября 1965 года, его похоронили рядом с женой, умершей в 1957 году. Руководство больницей перешло к их дочери.

Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное из того, что создала природа, требует к себе величайшего уважения.

"Этика благоговения перед жизнью, - писал Швейцер, - не делает различия между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной". Нельзя с пренебрежением относиться к примитивным формам жизни, бездумно уничтожать их. Кто знает, какое значение имеет та или иная ветвь вечного древа жизни во Вселенной? Нравственный принцип благоговения перед жизнью, который был сформулирован Швейцером в самом начале нашего века, ныне выступает основополагающим при становлении новой отрасли знания - экологической этики.

Взаимосвязь и взаимообусловленность различных форм жизни в окружающем нас мире должна определять такие отношении между ними, которые направлены на сохранение и совершенствование жизни вообще, иначе прогрессивное развитие ее невозможно. Поэтому нравственность - не только закон жизни, но и условие ее существования и развития. Нравственность выступает также объективным условием становления, развития и нормального функционирования общества.

"Лишь благодаря нравственному отношению ко всему живому достигаем мы духовной связи со Вселенной". Если существуют все-таки внеземные цивилизации, возможный контакт между ними и земной цивилизацией виделся Альберту Швейцеру актом взаимопонимания, взаимодоверия и взаимопомощи. Не случайно знаменитый голландский математик X. Фрейденталь в основу языка космических сообщений закладывал не только логические, математические, но и нравственные символы, справедливо полагая универсальными нравственные законы.

Своим учением о благоговении перед жизнью Швейцер наряду с К. Циолковским заложил основы космической этики будущего. Этика Швейцера конкретна. Один из ее принципов - "человек - человеку". Как раз и направлен на то, чтобы любой из нас помогал другим, ближним и дальним, помогал конкретным делом - материально, морально, состраданием, милосердием и спасением. Принцип "судьба обязывает" требует большей отдачи от тех, кто здоров и силен, состоятелен и удачлив, талантлив и деятелен, в пользу больных и страждущих, немощных, лишенных возможности быть деятельными.

Более полувека лечил больных врач Альберт Швейцер, не оставляя литературной работы и философских размышлений, выезжая, как только это становилось возможным, с концертами в Европу. И народ современного африканского государства Габон свято хранит память о человеке, пришедшем в их края не грабить, не обогащаться, но сострадать и помогать. Швейцер никогда не причислял себя к сонму пророков, сердился, когда ему говорили о том, что сбывается многое из того, что он предвидел. Более всего почитал дело. Любимый девиз его - гетевское "Вначале было дело".

Может быть, именно поэтому неразрывны в его жизни духовное и материальное, слово и дело. Люди устали от лозунгов и обещаний, устали ждать несбыточного созидания завтрашнего "города-сада". Человеческая жизнь коротка, и сегодня следует всем нам заняться деланием, работать так, чтобы уникальное событие - появление нового человека в мире - не омрачалось насилием, голодом, войной или прогрессирующим умиранием природы. К этой высокой цели призывал человечество Альберт Швейцер.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая других...
В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр...
Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

нем. Ludwig Philipp Albert Schweitzer

немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач

Альберт Швейцер

Краткая биография

Альберт Швейцер – немецкий богослов, мыслитель, врач, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира - был уроженцем Верхнего Эльзаса (в то время он являлся частью Германии), г. Кайзерсберг, где появился на свет 14 января 1875 г. в семье пастора. Альберт был очень музыкальным ребенком, владел фортепиано с 5 лет, а в 9 играл на органе в сельской церкви. Отучившись в Мюнстерском реальном училище (1884-1885), Швейцер поступил в Мюльхаузенскую гимназию, после окончания которой в 1893 г. был зачислен в Страсбургский университет, где на философском факультете изучал, в частности, теологию и теорию музыки.

Осенью 1898 г. он перебрался в Париж, чтобы изучать философию в Сорбонне. В 1899 г. после защиты диссертации в Страсбурге становится доктором философии, а в следующем году - лиценциатом теологии. В 1901 г. увидели свет первые богословские труды Швейцера, а весной следующего года он уже был преподавателем богословского факультета в Страсбурге. В 1903 г. состоялось его знакомство с Еленой Бреслау, которая станет спутницей на всю оставшуюся жизнь. В 1906 г. выходит главное богословское сочинение – «Вопрос об историческом Иисусе». Параллельно А. Швейцер продолжает деятельность на поприще музыки, в 1911 г. становится доктором музыковедения.

Будучи 22-летним молодым человеком, он поклялся себе, что после 30 лет основным его занятием в жизни станет непосредственное служение человечеству. Чтобы приблизиться к цели, он с 1905 по 1911 гг. учился в медицинском колледже Страсбургского университета, в 1913 г. получил научную степень доктора медицины, а затем вместе с супругой (женитьба на Бреслау состоялась в 1912 г.) отправился в Африку, провинцию Габон, являвшуюся французской колонией, где в поселке Ламбарене за свои деньги открыл больницу.

На протяжении 1918-1924 гг., вернувшись в Европу, Швейцер давал органные концерты, несколько лет работал в Страсбургской больнице, читал лекции в ряде стран Европы. Все это дало возможность ему возвратить долги, накопившиеся во время Первой мировой войны, и получить в распоряжение некоторые средства на африканскую больницу. В 1923 г. увидела свет его главная философская работа – двухтомник «Философия культуры».

С 1924 г. биография Швейцера связана с практически постоянным пребыванием в Габоне. В Европе он был лишь наездами, периодически давал концерты, читал лекции, чтобы тратить их на отстроенную в 1927 г. новую больницу. На полученную в 1928 г. Франкфуртскую премию Гёте он построил дом для больничного персонала. С начала Второй мировой войны по 1948 г. Швейцер не был в Европе, а в 1949 г. нанес визит в США. В 1952 г. он стал обладателем Нобелевской премии мира, которую потратил на строительство при больнице лепрозория.

В конце жизненного пути А. Швейцер активно выступал против испытаний ядерного оружия, ратовал за разоружение, выступил со специальным «Обращением к человечеству». В 1965 г., 4 сентября, Альберт Швейцер скончался в Ламбарене. Останки покоятся рядом с могилой супруги под окнами его рабочего кабинета.

Биография из Википедии

Альбе́рт Шве́йцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас - 4 сентября 1965, Ламбарене) - немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра.

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах - солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 - весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте , берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году - ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса », весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла .

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправили во французские лагеря. В 1918 году был освобождён по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер стал отцом - Елена родила дочь Рену.

В 1919-1921 годы работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920-1924 годах он читал лекции в Швеции и других европейских странах, стал почётным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2 томах.

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 году Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене.

В 1933-1939 годах он работал в Африке и периодически посещал Европу для чтения лекций, органных концертов, издания своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почётные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу.

В 1949 году по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 году навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Швейцер-богослов

Швейцера очень интересовал поиск исторического Иисуса - евангельская критика. Через описание и критику этих поисков он и стал очень известен. Представитель либерального направления.Понимание христианства в его мысли представляется очень разнообразным. Христос для Швейцера - просто человек. Он считал, что все действия, которые Христос совершил, зависят от субъективного убеждения Христа в том, что скоро конец света. Эта эсхатологическая интерпретация Евангелия у Швейцера призвана очистить христианство от метафизики: от убеждений, что Христос - Бог.В работе "История исследования жизни Иисуса" он рассмотрел основные концепции евангельской истории. Он показывает, что тот образ, который выстраивают апостолы, является лишь вариантом интерпретации христианства. Тонкий психолог, Швейцер показал в своих работах, что апостолы каждый по-своему наслаивали свои представления об идеальной личности на личность Иисуса.Данная работа Швейцера на долгое время остановила движение поисков исторического Иисуса, т.к. им была подведена окончательная черта.

Швейцер-музыкант

На рубеже XIX-XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Ещё в годы учения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора размышлениями о хоральных прелюдиях Баха с точки зрения особенностей отражения в них тех библейских сюжетов, к которым соответствующий хорал отсылает, - для музыковедения того времени этот подход был совершенно нехарактерен. Вообще Швейцер более всего интересовался баховским наследием и отражением в нём баховской религиозности. Выработанный Швейцером стиль исполнения баховских органных пьес, основанный на простоте и аскетизме, был обобщён им в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1905, расширенное издание 1908); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных произведений Баха. В 1906 году Швейцер писал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхищая последовавший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни".

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Религия в современной культуре» (1934),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Гёте. Четыре речи» (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Воспитатель человечества Толстой» (1960),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии

Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer, 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах — солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году — ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла.

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Книги (5)

Благоговение перед жизнью

Книга представляет собой сборник работ выдающегося мыслителя-гуманиста А. Швейцера (1875-1965).

Мировоззрение Швейцера строится на принципе благоговения перед жизнью, выступающем как основа обновления человечества, формирования универсальной космической этики. В книге развивается идея свободного и нравственного индивида, отвергается господство «всеобщего» над «конкретно-личным», говорится о слиянии этики с культурой. Наряду с ранее издававшейся работой «Культура и этика» (М., «Прогресс», 1973) сборник включает перевод этико-теологического труда Швейцера «Мистика апостола Павла», статей по гуманитарным вопросам.

Иоганн Себастьян Бах

В книге Швейцера в широком контексте рассматриваются проблемы эстетики, стиля и жанровой эволюции творчества Баха. Особое внимание уделено духовным сочинениям, смысл которых приоткрывает детальный музыкально-символический анализ, осуществленный в связи с церковными ритуалами того времени.

Современные сведения о жизни и творчестве И.С.Баха содержатся в публикуемом Хронографе, составленном ведущим российским баховедом Т.В.Шабалиной.

Культура и этика

"Культура и этика" - эта проблема становится в наше время все болееактуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу,когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все болееугрожает благополучию и существованию человека на Земле.

Необходимо в полноймере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечестватак называемая "массовая культура" буржуазного общества, не имеющая прочныхнравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса инепрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многихпоколений.

Письма из Ламбарене

В книгу под названием «Письма из Ламбарене» вошли два произведения «Между водой и девственным лесом» и «Письма из Ламбарене».

Эти произведения отражают первый и второй период пребывания Швейцера в Африке.

Это своего рода итог многолетней деятельности автора.

Начиная с 1913 года он работал врачом в одном из самых глухих и опасных для здоровья и жизни человека районов бывших французских колоний в Экваториальной Африке, где свирепствовала сонная болезнь, проказа и другие тягчайшие и чаще всего неизлечимые в то время недуги.

Четыре речи о Гете

Эльзасский теолог, музыкант, врач, социальный мыслитель Альберт Швейцер известен русскому читателю как автор фундаментальной монографии о Бахе, книг «Упадок и возрождение культуры. Культура и этика», «Мистика апостола Павла», «Письма из Ламбарене». Обращение Швейцера к Гете вызвано не просто интересом к творчеству великого писателя, но осознанием своей глубокой внутренней связи с ним.

В условиях кризиса культуры и этических ценностей Швейцер пытается удержать гуманистический идеал, усматривая его спасение в индивидуализации, в придании ему личностного характера — при условии, что личность стремится к самосовершенствованию. Основополагающее в этом смысле значение Гете состоит в том, что, «обтесывая грубый камень» своей души, он достигает вершин человечности. Великий пример Гете позволяет сказать: внутреннее совершенство и доброта по отношению к другим — два неразрывных устремления истинного гуманизма, а вовсе не взаимоисключающие качества, как утверждают модные теории XX века; стать самим собой и значит стать добрым.

Отметая мифы о далеком от жизни олимпийцев, Швейцер обращает особое внимание на такие черты личности Гете, как живая деятельная любовь, дух смирения, побуждающий к практической жизни, единство мыслей и бытия, сохраненная до глубокой старости чуткость к запросам своей эпохи. Стремиться к подлинной человечности; не идти ни на какие компромиссы; всегда оставаться самим собой, — таким ему видится завет Гете.